II. Терминология и наследие античной философии

Античная философия с самого своего возникновения есть сфера постоянного исследовательского внимания и познавательного интереса.

Какие термины характеризуют наш предмет рассмотрения?

Прежде всего, термин «античность» ‑ термин, принятый в начале XVIII века во французском языке и первоначально обозначающий особый тип искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Затем этим термином стали характеризовать искусство только греко-римской древности. Но так как через искусство исследователи выходили на представленное в художественных произведениях политическое и религиозное мышление, философское мировоззрение, то постепенно сфера употребимости термина «античность» расширилась до обозначения всей совокупности проявлений греко-римской древности. Античная философия, таким образом, ‑ неотъемлемая часть античности или античной культуры в целом.

Термин «философия» древнегреческого происхождения, дословно означающий «любовь к мудрости» или знанию (познанию). В нескольких независимых друг от друга античных свидетельствах утверждается, что первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор. Существует точка зрения, что термин «философия» восходит к Гераклиту.

От Аристотеля мы знаем, что история греческой философии начинается с Фалеса, мудреца из города Милет, первого философа не потому, что он так себя назвал, а по существу дела.

Упоминавшийся уже Диоген Лаэртский, опираясь на достаточно длительную традицию, выделяет ионийскую, италийскую, платоновскую, аристотелевскую и т.д. философии или философские школы. С терминами, ставшими названиями школ и направлений философской мысли Древней Греции, будет иметь дела вся последующая европейская философия (знакомство с ними – по мере рассмотрения).

Для обозначения первых философов используется термин «досократики» ‑ до Сократа, с именем которого связывается качественно новый этап греческой философии. Этот термин появился в начале ХХ века (1903 г., немецкий филолог и историк науки Г. Дильс) и приобрел значение обозначения самостоятельного периода античной философской мысли. Но попытка ввести по аналогии с понятием «досократики» выражения «сократики» и «постсократики» не удалась. В периодизации античной философии термин «досократики» не стал основным, используется наряду с другими, качественно характеризующими, в частности, начальный этап античной философии.

«Эллинство» и «эллинизм». Эллины – первоначальное название греческого племени, отграничивающее греков от всех негреческих народов (варваров). Эллинство – греческая культура и ее носители. Возникшее в XIX в. понятие эллинизма (немецкий историк И.Г. Дройзен) и означавшее «подражание грекам» и «использование чистого греческого стиля речи», войдя в обиход, обросло целым рядом ассоциаций, никак не предполагавшихся в исходном греческом слове «эллин», стало противопоставляться эллинству (греческой культуре) и обозначать распространение греческой культуры за пределами Греции, начало, которому положили завоевательные походы Александра Македонского; синкретическую культуру на просторах империи Александра Македонского, распавшейся на отдельные монархии; в целом культуру Римской империи, в основе которой мы находим греческую традицию.

В основном в изучении античной философии используются термины и понятия, возникшие и уже используемые в самой Древней Греции или в Древнем Риме. Но в ряде случаев в характеристику античности, античной философии в частности, привносятся сравнительно новые понятия, например, возникшее в XIX в. для обозначения последней самобытной философской школы античности понятие неоплатонизма.

При изучении истории древней философии, при изучении античной философии в частности, неизбежно возникает вопрос: насколько мы можем знать ее и судить о ней, насколько мы имеем возможность знакомства с сочинениями философов древности, в каком виде (полностью или частично) они дошли до нас, и т.д.

Античная философия – это более чем тысячелетняя история ее существования, в которой множество крупных личностей и славных имен.

Наследие античной философии тщательно изучено и атрибутировано. Но от раннего периода (досократиков) остались лишь фрагменты сочинений и свидетельств. Сократ вообще ничего не писал. Написанные Платоном диалоги дошли до нас, но они поделены специалистами на безусловно написанные Платоном и предположительно принадлежащие Платону. Труды Аристотеля представляют собой как написанные им сочинения, так и конспекты его лекций, записанные его учениками, и коллективные труды слушателей его перипатетической школы. Поздняя философская школа неоплатонизма в лице одного из его основателей Аммония Саккаса вообще запрещала своим ученикам писать. «Эннеады» Плотина – главный философский труд этой школы представляют собой запись лекций Плотина его учеником, который по своему усмотрению отредактировал, сгруппировал и озаглавил их.

Тем не менее с этими источниками работают как исследователи, так и все интересующиеся античной культурой и философией.

Первые дошедшие до нас философские тексты ‑ сочинения Платона. То, что у Пифагора и пифагорейцев и других школ и учений первых философов только обозначено, сформулировано, прежде всего, Платоном.

Другое собрание дошедших до нас текстов ‑ сочинения Аристотеля. В сочинениях Аристотеля представлены собственно философские тексты и пособия по конкретным областям знания, которые Аристотель обособил и определил их предмет – это риторика, поэтика, физика, наука о небе, этика, психология, биология, политика.

Вокруг сочинений Платона и Аристотеля существуют многочисленные и обширнейшие тексты комментариев, созданные уже после Платона и Аристотеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: