Год н. э. – дата, «закрывшая» античную философию. Рубеж V-VI вв. – завершение античной философии

Путь античной философии отмечен замечательным достижением, благодаря которому античная философия сохраняла непрерывно свои позиции важнейшего компонента античной культуры в целом на протяжении более чем тысячелетнего временного отрезка. Это создание философских сообществ – школ, во главе которых стояли выдающиеся мыслители-Учителя, и в которых воспитывались и обучались будущие их последователи.

Если милетская школа и школа элеатов просуществовали не так долго и были в основном союзом единомышленников, связанных друг с другом поколенчески и идейно, то Пифагорейский союз, организованный Пифагором, был физическим и духовным сообществом, имевшим единое место для обучения, сформировавшим свои традиции полулегального, оппозиционного существования в обществе в виде пифагорейской общины или коммуны с единым имуществом. Школа Пифагора имела свою программу обучения, свою методологически и методически разработанную технологию усвоения и развития пифагорейского учения. В пифагорейской школе могли обучаться и женщины, которые имели равные с мужчинами права как члены сообщества. Бережное сохранение традиций позволило этому союзу просуществовать чуть ли не 1000 лет.

После смерти Сократа возникли школы его учеников в Афинах и других полисах, среди которых первой по значению была школа, основанная в 387 году до н.э. Платоном в пригороде Афин, в роще Акадэма – Академия.

Платоновская Академия – прообраз современных университетов, где обучение велось в форме лекций и семинаров (бесед), где существовала библиотека и музей древностей, где было сочетание умственных и физических занятий, где был авторитет Учителя-основателя, но и не возбранялось самостоятельное критическое отношение к получаемым знаниям. То, что устроил Платон, было по сути дела высшей философской школой, обладавшей качествами научного сообщества. Пожертвования от богатых учеников и друзей, космополитический состав слушателей, совместные занятия, беседы, религиозные церемонии, некоторая осознанная отгороженность от мира при наличии контактов с государственными деятелями и случавшимися попытками повлиять на государственную и общественную жизнь, – все это выделяло Академию, притягивало к ней, обеспечило почти 900 лет ее существования.

Ученик Платона Аристотель основал в 335 г. до н.э. другую знаменитую школу античности – Ликей или Перипат (перипатетическая школа). Обустройство школы осуществлялось Аристотелем по образцу Академии, но с большей приверженностью книгам, менее выраженным по сравнению с Академией почитанием основоположника, направленностью в учебном и исследовательском процессе сбору и обобщению материалов по конкретным областям знания.

Среди других знаменитых школ античности ‑ Сад Эпикура (занятия в саду на купленном Эпикуром участке земли) и Портик (школа, возникшая около портика Стои) – школа стоицизма.

Около 176 г. н.э. император Марк Аврелий, философ-стоик, уже начавший в это время писать свое знаменитое сочинение «Размышления», стал выплачивать жалованье преподавателям четырех философских школ в Афинах (платоникам, стоикам, перипатетикам и эпикурейцам).

Географически судьба античной философии была связана со многими городами-колониями в начальный период – Милет, Эфес, Элея и др.; с Афинами – на протяжении многих веков то возрождающимся, то уходящим в тень философским центром античной культуры; с Александрией – городом на египетском побережье Средиземного моря, в котором в 280 г. до н.э. перипатетиками основаны знаменитые Музей и Библиотека; с Римом, который, став центром мира, обретал не раз значение и центра философии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: