III. Путь античной философии. Хронологические рамки

III. Путь античной философии. Хронологические рамки

Время существования античной философии в рамках античной культуры – приблизительно 1200 лет. Временные рамки античной философии, естественно, не совпадают с временем существования античной культуры – античная философия – часть античной культуры, возникающая на определенном этапе ее существования.

Время существования античной культуры в целом – III-II тыс. до н.э. – IV-V вв. н.э.

Культуру античности принято разделять на несколько этапов. В развитии греческой культуры выделяют:

‑ крито-микенский период (конец III-II тыс. до н.э.);

‑ «гомеровский» период (X-VIII вв. до н.э.);

‑ период архаики, или архаический период (VII-VI вв. до н.э.);

‑ классический период, или период классики (V-IV вв. до н.э.);

‑ эллинистический период, или период эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.).

Развитие древнеримской культуры:

‑ период Республики (конец V-конец I вв. до н.э.);

‑ период Империи (конец I в. до н.э. – V в. н.э.).

Философия возникает во второй половине архаического периода, т.е. в конце VII-VI вв. до н.э.

К этому времени греки изобрели алфавитное письмо (в IX в. до н.э.), а великий Гомер создал поэмы «Илиаду» и «Одиссею» (VIII в. до н.э.), которые были записаны и стали одними из первых величайших письменных памятников европейской цивилизации (кем записаны – Гомером или другими людьми – это другой вопрос). Факт создания этих поэм был, безусловно, конституирующим для всей греческой культуры, а сами они символизировали единство греков на протяжении всей античности.

В 776 г. были учреждены всегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры; второе значение вслед за Олимпийскими играми имели Пифийские игры. Для историка философии это небезразлично, поскольку в 582 г. на Пифийских играх были введены мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Известные семь мудрецов были названы именно здесь, и таким образом их мудрость получила всегреческое признание. Среди мудрецов – много законодателей и крупных государственных деятелей; не раз представлены в списках мудрецов философы ‑ Фалес из Милета неоднократно.

Письменная фиксация законов началась тоже в этот период – во второй половине VII – начале VI вв. После 594 г. в Афинах проводит реформы и издает законы Солон.

Во второй половине VI в. ведущим центром греческой цивилизации становятся ионийские города на побережье Малой Азии. Один из крупнейших – Милет, родина первого философа Фалеса и его последователей Анаксимандра и Анаксимена.

Путь философии за весь период своего существования в античной культуре не был абсолютно безоблачным: слава философов у сограждан сопровождалась зачастую репрессивным действием властей по отношению к ним.

Первые философы из Милета не подвергались гонениям, но философия в этом полисе просуществовала не более 100 лет: в 499 г. до н.э. Милет начинает ионийское восстание против персов, закончившееся разрушением персами города в 494 г. до н.э.

Пифагор со своими учениками с самого начала представлял оппозицию традиционному порядку. Пифагорейцы не раз подвергались гонениям, физическим воздействиям (избиение, в результате которого, как гласит одна из легенд, было бегство Пифагора из Кротона (Южная Италия) в Метапонт, где из-за полученных побоев он и умирает). В конце 60-х годов V в. в связи с развитием демократии в Южной Италии и Сицилии разгоняются аристократически ориентированные пифагорейские кружки, дома пифагорейцев сжигают, а самих изгоняют и убивают.

В Афинах во времена Перикла состоялся первый общественный процесс против философа Анаксагора, в чьем учении усмотрели вред для традиционной веры в богов и которого от смерти спасло лишь заступничество Перикла и то, что Анаксагор не был рожден в Афинах. Позже тоже в V веке до н.э. в Афинах преследовался знаменитый софист Протагор, осужденный за безбожие в 411 г. до н.э. и тогда же умерший в возрасте 70 лет.

В 399 г. в Афинах при демократическом правлении в результате острой политической борьбы судили и приговорили к смерти величайшего философа и учителя многих составивших славу античной культуре мыслителей Сократа – событие, вошедшее в историю античности как одна из ее позорнейших страниц.

В 306 г. до н.э. в Афинах был принят закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. Но потом этот закон был отменен как постыдный.

Среди громких репрессивных против философии мер – изгнание в 89 г. н.э. римским императором Домицианом философов из Италии.

Через тысячу с небольшим лет после возникновения философии в 529 г. н.э. император Юстиниан (император уже христианской Римскойимперии) издал Эдикт о закрытии языческих школ (философских, продолжающих античную, прежде всего платоновскую традицию), в результате которого закончила свое существование созданная Платоном за девятьсот лет до этого Академия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: