I. Какие формы греческой жизни подготовили рождение «греческого чуда» (греческой философии)?

1. Географические и социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии

Многие исследователи «греческого чуда» видели одну из его причин (иногда главную) в географическом расположении Греции, на территории которой отсутствовали мощные реки, единые, пересекающие всю территорию горные хребты, но зато было множество островков, отделенных горами и возвышенностями благоприятных для жизни в них долин. Разнообразие ландшафта, благоприятные климатические условия, позволяющие не затрачивать много времени и усилий на производство средств жизни, наличие морских торговых контактов с другими народами – все это в какой-то степени обеспечивало на уровне духовного осознания реализацию принципа разнообразия и гибкости мышления, отразившихся в древней философии.

Географические особенности косвенно повлияли на государственное устройство Древней Греции. Поселения, отгороженные друг от друга невысокими, легко преодолимыми горами, находились в контакте друг с другом, но в тоже время относительная локализация позволяла быть этим поселениям достаточно самостоятельными общественно-политическими образованиями ‑ полисами, обеспечивающим определенную экономическую и политическую свободу своим членам.

В VII и VI вв. до н. э. Греция, преимущественно аграрная страна, становилась центром ремесел и торговли. В этом направлении развивались поначалу греческие колонии на побережье Малой Азии (Иония), в частности, Милет, позже и другие колонии. Формирующееся сословие торговцев и ремесленников становилось экономической, а затем и политической силой. Старые аристократические формы правления уже не соответствовали новому соотношению сил в античном обществе. Время требовало преобразования традиционных форм общественно-политической жизни, потребность в котором была удовлетворена появлением в результате острой политической борьбы республиканской форма правления и демократических механизмов.

Древнегреческая демократия, предполагающая право голоса на выборах в органы власти и в обсуждении и решении вопросов общественно-политической жизни, была демократией для меньшинства населения полисов – для свободных взрослых мужчин из числа граждан. Но и в такой форме демократия способствовала формированию относительно свободного, самостоятельного человека.

Государственная жизнь полиса – главная сфера жизни грека: публичный характер общественно-политической жизни полиса требовал от гражданина способности высказывать свое мнение, отстаивать его, участвовать в качестве самостоятельно мыслящего индивида в обсуждении насущных вопросов государства. Способность к мышлению и размышлению граждан оказывалась необходимым условием процветания полиса.

Неоднородность полисов в культурно-географическом отношении приводила к их соперничеству, определившему присущую греческому менталитету соревновательность («агональность»). Соперничество между полисами доводило и до войн между ними, но выливалось и в позитивные соревновательные формы как Олимпийские игры, слава победителя которых ценилась выше всяческих материальных наград. Желание проявить себя перед лицом общества, вызвать его одобрение и восхищение и не вызвать презрения со стороны равных себе формируется как важнейшая черта менталитета древних греков. Превосходство в способности размышлять, найти наиболее удачное решение в сложных ситуациях и по наиболее трудным вопросам общественной жизни, т.е. особое качество ума быть мудрым, входит в перечень достижений, поощряемых и высоко ценимых обществом. Уже в начале VI века до н.э. на Пифийских играх озвучивался почетный список мудрецов, в котором наряду с законодателями и политиками были представлены обязательно философы.

Соревновательность в публичной сфере общественной жизни проявляла себя в открытых спорах по важнейшим вопросам. Древнегреческая философия с самого начала своего существования несла в себе дух агональности, проявившийся в диалоговой форме философствования – в столкновении различных точек зрения, в обязательно присутствующей дискуссионности, очному или заочному спору с противоположными подходами и решениями. Подобная дискуссионность развивала философию как доказательный тип мышления, что, в свою очередь, требовало разработки разнообразных приемов и типов доказательств, позже приведших к возникновению логики, а затем и риторики, дополнившей логическое доказательство психико-эмоциональными приемами воздействия на сознание человека. Философия обобщила и оформила доказательную практику в особый тип отношения между человеком и миром – теоретическое познавательное отношение, направленное на постижение общего и всеобщего и выражаемое абстрактным языком категорий в максимально логически доказательном систематизированном виде.

2. Античная мифология

Античная мифология ко времени возникновения философии существовала в уже той зрелой форме, когда стала возможна ее художественная переработка, переосмысление мифов средствами искусства. Философия основывалась на опыте художественной переработки античных мифов прежде всего Гомером в его поэмах «Илиаде» и «Одиссее» (VIII в. до н.э.), поэмах Гесиода и гномических поэтов VII и VI вв. до н.э.

Для поэм Гомера была характерна структурированность образного ряда согласно чувству гармонии, пропорции и меры, т.е. тем самым составляющим, которые философия осмыслит впоследствии как характеристики мира в целом, космоса.

Гомер не просто описывал факты или события – он стремился показать уже причины события, мотивы поступков героев. Конечно, среди этих причин и мотивов на первом месте назвались боги и их воля, но наряду с божественными причинами появлялись причины человеческие (любовь, свобода, дружба и т.д.). Но, самое главное, что у всего происходящего в гомеровских поэмах имелось предельное, глубинное основание, из которого проистекали все другие мотивы. Первые философские учения начали с того, что поставили вопрос о последней причине, конечном основании или первоначалах всех вещей.

Гомеровские поэмы всеохватны в показе сторон жизни античного архаичного общества в художественно-мифологической форме. Боги и люди, небо и земля, война и мир, добро и зло, радость и страдание – всё это у Гомера составляющие мира, универсума, в котором присутствует человек. Философия вслед за Гомером взяла на себя задачу объяснить целостность мира уже в рациональной форме.

Гесиод сделал предметом поэтического переосмысления космогонические мифы греков, рассказав в своей поэме «Теогония» историю возникновения мира из первоначального хаоса. Поэтическая космогония «Теогонии» предварила философскую космогонию, которая будет искать «первый принцип», от которого все произошло.

Важное значение для философии имела этическая тема, художественно обозначенная у Гесиода в поэме «Творения и дни» (тема справедливости среди других добродетелей), а также нравственные аспекты такого важного для философии понятия как мера в греческой лирической поэзии (Архилох, Феогнид).

3. О роли религии в возникновении античной философии

Когда речь идет о греческой религии, необходимо иметь в виду наличие в античной культуре публичной религии (вера в богов Олимпа) и так называемой религии мистерий.

Публичная религия не играла заметной роли в возникновении философии. Скорее, для философии религия выполняла роль важного элемента традиции, которая философией была учтена в объяснении мира, где нашлось место и богам.

Но наряду с официальной религией развивались специфические верования, среди которых значения для философии имели «мистерии» орфиков.

Орфизм (название – от имени древнего поэта Орфея) предложил иное верование и в связи с этим – иную интерпретацию человеческого существования. Человек в мифологическом, в мифо-художественном и официально-религиозном объяснении мира являлся смертным существом в обличие от богов, которые бессмертны. Орфизм же, исходя из противопоставления тела и души человека, провозгласил бессмертие человеческой души. Здесь было понятие изначального греха, за который расплачивалась реинкарнациями душа человека. Но душе можно очиститься от греха в уединении от мира, в мистических орфических практиках (мистериях). Очистившаяся душа обретала бессмертие. Орфизм повлиял на учения Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, в какой-то степени – на учение Платона.

У древних греков не было священной книги, в которой религиозные положения приобрели бы характер догмы. Отсутствие догм и их хранителей (сословия жрецов) оставляло философскую мысль свободной. Религия не могла препятствовать или определять возникновение и направление развития философии. Философия возникла самостоятельно, хотя, естественно, влияние и мифологии, и религии имело место.

4. Роль математических и астрономических знаний в возникновении философии

Среди причин возникновения философии в Древней Греции следует назвать накопление и усвоение научных по характеру знаний и сведений, открытие которых чаще всего принадлежало другим культурам, прежде всего Древнему Египту, Ассирии и Вавилону. Но греки, как это было характерно для них, хорошо усвоили, систематизировали и развили такие знания как знания математические и астрономические. Открытия в этих двух областях знания во многом впоследствии были связаны с познавательной деятельностью первых философов и первых философских школ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: