Но античный Космос, несмотря на то, что это для античного мировоззрения абсолют, Божество, не обладает личностным характером

Личность отсутствует и как предмет философского рассмотрения: в античной картине мира есть космос, природа, материя, но пока нет личности ‑ все личностное сводимо и разложимо на процессы, которые происходят в космосе, в небесной сфере, на земле.

10. Какие понятия античной философии выразили такую космологическую картину мира?

Космос мир как порядок, гармония, совершенство. Такому состоянию мира предшествует Хаос. Но хаотическое состояние мира преодолено или же является одним из состояний изменяющегося космоса, которое также преодолевается в рамках самого космоса.

Логос ‑ это и слово, и мысль, и закон (огненный Логос Гераклита; числовые логосы пифагорейцев; Логос (Закон) у стоиков; и т.д.). Логос – понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное, связанное с воздухом, с огнем, с землей, со всеми стихиями, которые признавались в античном мире.

Идея ‑ то, что видно (дослов.). Начинается «идея» с видимого, чувственного, но идея – то, что видимо уму, но не видимо чувствам. Но все равно видимость остается на первом плане. Этим античное понятие идеи отличается от понятия идеи, например, в философии Гегеля, где оно представляет собой абстрактную логическую категорию. В античности идея ‑ эта категория, характеризующая космос (подлинный – у Платона), идеи существуют в небесном мире и представляют бесплотную телесность, воспринимаемую умственным взором.

Айстесис, сенсус, фантасия, патос термины, характеризующие эмоциональную, чувственную сторону человека.

Техне ‑ ремесло, искусство, не только человеческое, но и божественное, космологическое. Космос – это тоже техне. Техне – это, во-первых, ремесло, во-вторых, искусство и, в-третьих, наука, понимаемая как техне, т.е. сугубо практически. Ни искусство, ни какая другая человеческая деятельность не обходятся без определенного мастерства. Искусность или мастерство необходимы и в политике, и в простых ремеслах, и в процессе познания. Платон, когда стал строить свой мир, назвал строителя демиург. А демиургос – это «мастер, плотник, столяр».

София – мудрость, но и мастерство, умение пользоваться техническими навыками умственной деятельности, т.е. логикой, диалектикой, риторикой.

11. А.Ф. Лосев, один из авторитетнейших специалистов по античной культуре и философии в нашей отечественной науке, отмечал своеобразную театральность, присущую античному представлению о мире и человеку в нем. Люди (их души) спускаются на землю с неба, и, пройдя земной путь вместе с телом, могут вернуться на небо. Земля же – подобна сцене, где они должны исполнить свою роль. Космос сочиняет драмы и комедии, которые мы исполняем, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят…

А.Ф. Лосев считал, что в этом внеличностный характер космологизма и в тоже время его возвышенный торжественный характер [2].

12. Во взгляде на мироустройство античного человека есть определенный социальный параметр, связанный с рабовладением как основным экономическим принципом античного общества. Раб – это человек, сведенный к телесности, вещественности (приравнен к вещи, любому вещественному орудию труда) и выполняющий чужую волю. Не так ли существует в рамках космического целого человек – в одушевленном телесном космосе он такая же телесная единица, вещь. Как часть космоса, человек выполняет его волю (Закон), подчинен Судьбе, Року. Любой человек в этом смысле есть раб своей Судьбы, Рока, т.е. даже свободный человек подчинен необходимости. В таком своем существовании нет места личностным проявлениям человека. Человек космологичен, внеличностен.

У Аристотеля есть такое рассуждение: все общее подчиняет себе единичное, определяет его, следовательно, единичное есть раб общего, а общее по отношению к единичному является рабовладельцем. Получается, что принцип рабовладения заложен в природе самого космоса.

Очерк 3. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

 

Как известно, одним из источников философии была мифология. Представления о мире и его происхождении, представленные в космогонических мифах, нашли продолжение в первых философских учениях. Но влияние мифологии могло быть доминирующим в учениях, которые объясняли мир из желания богов, их борьбы и т.п., т.е. учениях, не отказывающихся от мифологических и религиозных образов. Создателей таких учений Аристотель называл теологами, которым он противопоставлял физиков, исходивших в объяснении мира из природы и положивших своими учениями начало подлинной науке о ней.

Природа по-гречески – фюзис, отсюда «физиология» ‑ в древнегреческом смысле – учение о природе, описание природы. Одними из первых, предложивших рациональное, но еще не свободное от мифологизма, объяснение природы, были представители милетской школы.

 

I. Фалес

Известно, что древнегреческая философия формируется на рубеже VII-VI вв. до н.э. в греческих колониях на западном побережье Малой Азии (в Ионии) затем в греческих городах Южной Италии и Сицилии. Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения постепенно становятся культурными центрами, одним из которых был город Милет. С конца VII до конца VI в. в этом городе жили три философа ‑ Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, учения которых и составляют содержательно самостоятельную милетскую школу (традицию) объяснения мироустройства.

Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным центрам Ближнего Востока позволили милетским мыслителям познакомиться раньше других с естественнонаучными знаниями Египта, а также стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, знаниями научного характера и собственного опыта, они попытались объяснить природу, сводя воедино все сведения о ней.

Милетские философы, описывая природу, увидели в ней множество изменяющихся, непостоянных предметов и искали единую основу всех явлений, их начало, из которого происходила бы вся эта множественность. Они впервые осознанно поставили вопрос об основных принципах устройства природы, о первых причинах, определяющих изменение действительности.

Фалес (около 624-547 гг. до н.э.) ‑ первый математик и физик Ионии, первый философ в истории Древней Греции, основатель милетской школы.

Занимаясь торговлей, Фалес много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых различных областях человеческой деятельности, интересовался, в частности, арифметикой, геометрией, астрономией. Все эти знания он почерпнул в Вавилоне, Финикии, Египте и стремился упорядочить их в систему. Фалес преподавал математику, пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. Ему принадлежит такое открытие, что год равен 365 дням; он предсказал солнечное затмение, действительно произошедшее 28 мая 585 года до н.э. и т.д. Научных сочинений после Фалеса не осталось. Но об этом замечательном человеке сохранилось много свидетельств, пересказов учения, по которым все же возможно судить о его представлениях о мире. Имя Фалеса включалось не раз в список «семи мудрецов». По некоторым сведениям, Фалес успешно проявлял себя в политической сфере, чем заслужил уважением сограждан.

Фалес рассматривал мир как непрерывно изменяющееся целое, в котором единое материальное его начало (субстанция) находится в различных состояниях – состояниях сгущения и разряжения. В основе мира, согласно Фалесу, лежит отношениепротивоположностей. Идея о противоположных началах зародилась еще в мифологии. Фалес ввел эту идею в рациональное, философское объяснение мира. Начиная с него, данная идея постоянно присутствует в древнегреческой философии.

Противоположности (крайности) в едином процессе переходят в промежуточное состояние, в котором как бы сглаживаются, смешиваются. И в этом, с точки зрения Фалеса, проявляется в самой природе принцип справедливости – принцип Дике (Дике – богиня правосудия).

Основой всех изменений является исходная материальная субстанция, первовещество:

1. Фалес считает таким первовеществом воду: все появляется из воды («начало всего есть вода») ‑ говорит философ ‑ и в воду все разлагается.

При выборе воды решающее значение имело для Фалеса ее жидкое состояние (слово «вода» в древних текстах часто заменялось словом «жидкое»). По мнению В. Виндельбанда – известного немецкого историка философии – мысль Фалеса состояла, главным образом, в том, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, которое делало бы возможным переход в обе стороны – как в твердое, так и в летучее, в виде процесса уплотнения и разрежения [1].

Действительно, вода представляет такую стихию или форму реальности, которая сама не имеет определенной формы; которая податлива, текуча, неуловима; не может, как кажется, иссякнуть, а, наоборот, самовоспроизводится (осадки с неба, источники из-под земли, сырость и влага, и т.д.); не застывает в каком-либо определенном месте, но не существует и такого места, куда бы она не проникала; в ней нет жесткости и неподвижности, а потому она меньше всего соответствует понятию вещи.

Вода, таким образом, – с одной стороны наглядна, конкретно-чувственна, но с другой стороны ‑ наиболее соответствует представлять всеобщее, возвышается в силу своих свойств до всеобщего. Вода у Фалеса как бы является наглядным воплощением всеобщего – исходным, объединяющим и организовывающим в единое целое всю множественность вещей началом.

Вода у Фалеса в универсальном качестве, прежде всего, влажность ‑ непременное условие жизни (пища, семена – влажны). С влажностью связана, из нее же проистекает жизнь, душа.

2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева (этим Фалес объяснял ряд явлений природы, в том числе землетрясения). «Огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос»;«все вещи … берут свое начало из влаги, …все растения влагой питаются и от влаги плодоносят» [2].

3. Все в мире одушевлено (или «полно богов»). Этот взгляд на мир называется гилозоизмом. Влажное начало, как порождающее жизнь, само есть живое. В природе нет бездушного. Древние, в частности, указывали, что Фалес приписывал душу магниту, притягивающему железо.

Историк философии XIX века О.М. Новицкий так написал о Фалесе: «Надлежало иметь необыкновенную смелость духа, чтобы … свесть все разнообразие вещей к одной субстанции и ее одну признать несменяемой среди беспрерывных изменений всего мира, признать тогда, когда и боги имели свою теогонию, когда и они были разновидны и переменчивы; само это признание единства начала было в тогдашнее время подвигом ума гениального (выделено мной – Н.К.)» [3].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: