Личность отсутствует и как предмет философского рассмотрения: в античной картине мира есть космос, природа, материя, но пока нет личности ‑ все личностное сводимо и разложимо на процессы, которые происходят в космосе, в небесной сфере, на земле.
10. Какие понятия античной философии выразили такую космологическую картину мира?
Космос – мир как порядок, гармония, совершенство. Такому состоянию мира предшествует Хаос. Но хаотическое состояние мира преодолено или же является одним из состояний изменяющегося космоса, которое также преодолевается в рамках самого космоса.
Логос ‑ это и слово, и мысль, и закон (огненный Логос Гераклита; числовые логосы пифагорейцев; Логос (Закон) у стоиков; и т.д.). Логос – понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное, связанное с воздухом, с огнем, с землей, со всеми стихиями, которые признавались в античном мире.
Идея ‑ то, что видно (дослов.). Начинается «идея» с видимого, чувственного, но идея – то, что видимо уму, но не видимо чувствам. Но все равно видимость остается на первом плане. Этим античное понятие идеи отличается от понятия идеи, например, в философии Гегеля, где оно представляет собой абстрактную логическую категорию. В античности идея ‑ эта категория, характеризующая космос (подлинный – у Платона), идеи существуют в небесном мире и представляют бесплотную телесность, воспринимаемую умственным взором.
Айстесис, сенсус, фантасия, патос – термины, характеризующие эмоциональную, чувственную сторону человека.
Техне ‑ ремесло, искусство, не только человеческое, но и божественное, космологическое. Космос – это тоже техне. Техне – это, во-первых, ремесло, во-вторых, искусство и, в-третьих, наука, понимаемая как техне, т.е. сугубо практически. Ни искусство, ни какая другая человеческая деятельность не обходятся без определенного мастерства. Искусность или мастерство необходимы и в политике, и в простых ремеслах, и в процессе познания. Платон, когда стал строить свой мир, назвал строителя демиург. А демиургос – это «мастер, плотник, столяр».
София – мудрость, но и мастерство, умение пользоваться техническими навыками умственной деятельности, т.е. логикой, диалектикой, риторикой.
11. А.Ф. Лосев, один из авторитетнейших специалистов по античной культуре и философии в нашей отечественной науке, отмечал своеобразную театральность, присущую античному представлению о мире и человеку в нем. Люди (их души) спускаются на землю с неба, и, пройдя земной путь вместе с телом, могут вернуться на небо. Земля же – подобна сцене, где они должны исполнить свою роль. Космос сочиняет драмы и комедии, которые мы исполняем, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят…
А.Ф. Лосев считал, что в этом внеличностный характер космологизма и в тоже время его возвышенный торжественный характер [2].
12. Во взгляде на мироустройство античного человека есть определенный социальный параметр, связанный с рабовладением как основным экономическим принципом античного общества. Раб – это человек, сведенный к телесности, вещественности (приравнен к вещи, любому вещественному орудию труда) и выполняющий чужую волю. Не так ли существует в рамках космического целого человек – в одушевленном телесном космосе он такая же телесная единица, вещь. Как часть космоса, человек выполняет его волю (Закон), подчинен Судьбе, Року. Любой человек в этом смысле есть раб своей Судьбы, Рока, т.е. даже свободный человек подчинен необходимости. В таком своем существовании нет места личностным проявлениям человека. Человек космологичен, внеличностен.
У Аристотеля есть такое рассуждение: все общее подчиняет себе единичное, определяет его, следовательно, единичное есть раб общего, а общее по отношению к единичному является рабовладельцем. Получается, что принцип рабовладения заложен в природе самого космоса.
Очерк 3. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Как известно, одним из источников философии была мифология. Представления о мире и его происхождении, представленные в космогонических мифах, нашли продолжение в первых философских учениях. Но влияние мифологии могло быть доминирующим в учениях, которые объясняли мир из желания богов, их борьбы и т.п., т.е. учениях, не отказывающихся от мифологических и религиозных образов. Создателей таких учений Аристотель называл теологами, которым он противопоставлял физиков, исходивших в объяснении мира из природы и положивших своими учениями начало подлинной науке о ней.
Природа по-гречески – фюзис, отсюда «физиология» ‑ в древнегреческом смысле – учение о природе, описание природы. Одними из первых, предложивших рациональное, но еще не свободное от мифологизма, объяснение природы, были представители милетской школы.
I. Фалес
Известно, что древнегреческая философия формируется на рубеже VII-VI вв. до н.э. в греческих колониях на западном побережье Малой Азии (в Ионии) затем в греческих городах Южной Италии и Сицилии. Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения постепенно становятся культурными центрами, одним из которых был город Милет. С конца VII до конца VI в. в этом городе жили три философа ‑ Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, учения которых и составляют содержательно самостоятельную милетскую школу (традицию) объяснения мироустройства.
Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным центрам Ближнего Востока позволили милетским мыслителям познакомиться раньше других с естественнонаучными знаниями Египта, а также стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, знаниями научного характера и собственного опыта, они попытались объяснить природу, сводя воедино все сведения о ней.
Милетские философы, описывая природу, увидели в ней множество изменяющихся, непостоянных предметов и искали единую основу всех явлений, их начало, из которого происходила бы вся эта множественность. Они впервые осознанно поставили вопрос об основных принципах устройства природы, о первых причинах, определяющих изменение действительности.
Фалес (около 624-547 гг. до н.э.) ‑ первый математик и физик Ионии, первый философ в истории Древней Греции, основатель милетской школы.
Занимаясь торговлей, Фалес много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых различных областях человеческой деятельности, интересовался, в частности, арифметикой, геометрией, астрономией. Все эти знания он почерпнул в Вавилоне, Финикии, Египте и стремился упорядочить их в систему. Фалес преподавал математику, пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. Ему принадлежит такое открытие, что год равен 365 дням; он предсказал солнечное затмение, действительно произошедшее 28 мая 585 года до н.э. и т.д. Научных сочинений после Фалеса не осталось. Но об этом замечательном человеке сохранилось много свидетельств, пересказов учения, по которым все же возможно судить о его представлениях о мире. Имя Фалеса включалось не раз в список «семи мудрецов». По некоторым сведениям, Фалес успешно проявлял себя в политической сфере, чем заслужил уважением сограждан.
Фалес рассматривал мир как непрерывно изменяющееся целое, в котором единое материальное его начало (субстанция) находится в различных состояниях – состояниях сгущения и разряжения. В основе мира, согласно Фалесу, лежит отношениепротивоположностей. Идея о противоположных началах зародилась еще в мифологии. Фалес ввел эту идею в рациональное, философское объяснение мира. Начиная с него, данная идея постоянно присутствует в древнегреческой философии.
Противоположности (крайности) в едином процессе переходят в промежуточное состояние, в котором как бы сглаживаются, смешиваются. И в этом, с точки зрения Фалеса, проявляется в самой природе принцип справедливости – принцип Дике (Дике – богиня правосудия).
Основой всех изменений является исходная материальная субстанция, первовещество:
1. Фалес считает таким первовеществом воду: все появляется из воды («начало всего есть вода») ‑ говорит философ ‑ и в воду все разлагается.
При выборе воды решающее значение имело для Фалеса ее жидкое состояние (слово «вода» в древних текстах часто заменялось словом «жидкое»). По мнению В. Виндельбанда – известного немецкого историка философии – мысль Фалеса состояла, главным образом, в том, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, которое делало бы возможным переход в обе стороны – как в твердое, так и в летучее, в виде процесса уплотнения и разрежения [1].
Действительно, вода представляет такую стихию или форму реальности, которая сама не имеет определенной формы; которая податлива, текуча, неуловима; не может, как кажется, иссякнуть, а, наоборот, самовоспроизводится (осадки с неба, источники из-под земли, сырость и влага, и т.д.); не застывает в каком-либо определенном месте, но не существует и такого места, куда бы она не проникала; в ней нет жесткости и неподвижности, а потому она меньше всего соответствует понятию вещи.
Вода, таким образом, – с одной стороны наглядна, конкретно-чувственна, но с другой стороны ‑ наиболее соответствует представлять всеобщее, возвышается в силу своих свойств до всеобщего. Вода у Фалеса как бы является наглядным воплощением всеобщего – исходным, объединяющим и организовывающим в единое целое всю множественность вещей началом.
Вода у Фалеса в универсальном качестве, прежде всего, влажность ‑ непременное условие жизни (пища, семена – влажны). С влажностью связана, из нее же проистекает жизнь, душа.
2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева (этим Фалес объяснял ряд явлений природы, в том числе землетрясения). «Огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос»;«все вещи … берут свое начало из влаги, …все растения влагой питаются и от влаги плодоносят» [2].
3. Все в мире одушевлено (или «полно богов»). Этот взгляд на мир называется гилозоизмом. Влажное начало, как порождающее жизнь, само есть живое. В природе нет бездушного. Древние, в частности, указывали, что Фалес приписывал душу магниту, притягивающему железо.
Историк философии XIX века О.М. Новицкий так написал о Фалесе: «Надлежало иметь необыкновенную смелость духа, чтобы … свесть все разнообразие вещей к одной субстанции и ее одну признать несменяемой среди беспрерывных изменений всего мира, признать тогда, когда и боги имели свою теогонию, когда и они были разновидны и переменчивы; само это признание единства начала было в тогдашнее время подвигом ума гениального (выделено мной – Н.К.)» [3].