II. Анаксимандр

Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) также был разносторонним человеком: интересовался математикой, физикой, астрономией, географией, происхождением жизни и т.д. Он составил карту мира, написал книгу о космологии.

Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир, Анаксимандр считал, что вода, будучи промежуточным между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего сущего, поскольку каждая вещь происходит «из своих собственных начал», у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое промежуточное начало.

Но в таком случае должно было быть и начало всех начал – первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем): это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называл апейрон. Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения.

Апейрон, согласно учению Анаксимандра,включаетв себя все виды противоположностей, но не является простой смесью всех элементов (ни воздух, ни вода), а обладает своей собственной природой и порождает все тела «посредством различий в плотности и разреженности первоэлемента» [4]. Все противоположности – горячее и сухое, влажное и холодное, и т.п. – «выделились» из апейрона. Горячее устремилось наружу, где оно образовало сферу огня. Холодное устремилось внутрь и разделилось на землю и воздух (земля – в центре, она окутана воздухом). Живые существа развелись на Земле из-за сырости, когда она испарялась под воздействием солнца.

Беспредельное начало Анаксимандра имеет, по словам Аристотеля, тем не менее, свой предел в самом себе, так как само оно не возникает и не уничтожается: «…у этого [начала] нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и «все объемлет», и «всем правит»… и оно-то и есть божество, ибо оно «бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр…» [5]. Но беспредельное как объемлющее все возникающее содержит в себе и конечность (пределы) всех возникающих вещей, всего существующего. Апейрон Анаксимандра предстает, можно сказать, первым абстрактным образом бесконечности в философии, которая не является чем-то абсолютно неопределенным, а включает в себя бесконечное множество конечных (имеющих свой предел в апейроне) в своем существовании вещей. Бесконечность оказывается структурированной, упорядоченной.

В каждой единице бесконечности – единичной конечной существующей вещи – присутствует само беспредельное (апейрон): конечное есть бесконечное, предельное есть беспредельное, единичное есть всеобщее. У Анаксимандра подобное тождество противоположностей не столько заявлено, сколько его можно вывести из положения об апейроне [6].

Апейрон, согласно Анаксимандру,  – это основание для бесконечно повторяющегося рождения и гибели миров-небосводов: «…Из беспредельной природы рождаются все небеса и все миры в них. …И эти миры… то разрушаются, то снова рождаются, причем каждый [из них] существует в течение возможного для него времени» [7].

 

III. Анаксимен

Третий представитель милетской школы Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) был учеником и последователем Анаксимандра, автором сочинения «О природе».

Как и другие милетские философы, Анаксимен осмысливал реальность с позиции противоположностей, но в отличие от своего предшественника он выводил в качестве начала всего одну из стихий ‑ воздух. Именно воздух, по мысли Анаксимена, сгущаясь и разрежаясь, порождает все видимое многообразие мира. «А различается [воздух] по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее» [8]. Предельное разрежение и утончение – это, согласно Анаксимену, эфир, из которого состоят небо и боги.

Между всеми превращениями нет перерыва: каждое из состояний переходит в другое путем сплошного и непрерывного изменения. Принцип разрежения и сгущения у Анаксимена подчеркивает непрерывность становления.

Апейрон Анаксимандра не отбрасывается Анаксименом, но понимается как непрерывно меняющаяся материальная среда, основанием изменения которой является воздух. Воздух – и материал для построения мира, и порождающая его сила.

Аристотель писал, что все, «принимающие … единое (начало) оформляют его противоположностями, например плотностью и разреженностью или большим и меньшим, а эти (противоположности), вообще говоря, сводятся, очевидно, к избытку и недостатку...» [9]. Мнение, что единое, как избыток и недостаток суть начала всех вещей, очень древнего происхождения, только высказывалось оно по-разному.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: