II. Основные положения, идеи и понятия учения Гераклита

II. Основные положения, идеи и понятия учения Гераклита

Один из главных вопросов всех первых философских размышлений о мире, ‑ вопрос о начале или первоначале. Начало, исходное начало или причина по-гречески – архэ. Понятие «архэ» призвано объяснить всё многообразие существующих явлений из постоянного основания (начала), которое становится некой точкой опоры, вокруг которой или отсчитывая от которой выстраивается мир, о котором размышляет философ. Представители милетской школы предложили первоначало (каждый ‑ свое), позволившее им объяснить многообразие как единство, взяв за основу определенную (вода и воздух) или неопределенную (апейрон) материальную стихию.

На первый взгляд, такое первоначало предложено и Гераклитом, которым сказано, что мир ни кем не создан, что он «был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Мир есть огонь, в основе всего существующего лежит огонь. Но означает ли это, что огонь, как у милетцев вода и воздух, является материальной начальной стихией, из которой можно вывести все существующие вещи и состояния?

Огонь – это пламя, жар, энергия, свет. Но огонь трудно представить и объяснить в качестве архэ: огонь также как вещи – изменчивый и непостоянный феномен. У милетцев предложенные в качестве первоначал стихии, являясь первоосновой всех вещей, пронизывая их, остаются тождественными самим себе, сохраняют свое исходное, начальное качество. Но как может быть такой не изменяющей себе стихией огонь, который оставался бы себе тождественным и при этом являлся бы основой всех превращений и состояний?

Один из авторитетнейших историков античности А.Ф. Лосев считал, что огонь у Гераклита ‑ это не совсем первоначало, а, скорее, что-то вроде прообраза или архетипа материи, направляющего и структурно организующего все разновидности материальных стихий «мерами вспыхивающими и потухающими» [4].

Греческое слово πυρ, означало не столько «огонь» (видимое пламя), сколько «пыл, жар». У Гераклита огонь приобретает значение огненной энергии, космического духа, поскольку противопоставляется плотскому, телесному бытию как его потенциал. Пожар, или огонь у Гераклита ‑ это неделимость.

«Этот космос, один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда οн был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» [5].

Этот по сути главный, программный фрагмент, в котором предельно сжато, информационно и эмоционально насыщенно показано (дана именно картина) мироустройство в представлении Гераклита.

Действительно, «прочитаем» данный фрагмент по-философски, т.е. переведем на абстрактный философский язык:

принцип объективизма и реализма («материализма»), который заявлен в данном фрагменте – космос «не создал никакой бог и никакой человек» и «всегда он был, есть и будет»;

принцип единства мира, поскольку космос «один и тот же для всего существующего»;

принцип изменчивости – космос один, но он все время разный, «οн был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»: два противоположных процесса характеризуют единый вечный и единый космос – «загорание» (возгорание, воспламенение) и «потухание» (угасание), которые сменяют друг друга «мерами», т.е. не хаотично, случайно, а ритмично, закономерно;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: