Изменчивость. На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды. Психеи же испаряются из влаги

3. Изменчивость

«На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды. Психеи же испаряются из влаги».

Знаменитый образ реки ‑ образа текучести, изменчивости, образ круговорота, в который включены не только три, порожденные огнем стихии, но и души (психеи), которые «испаряются из влаги». В реке вода движется по руслу, т.е. процесс изменений происходит в царстве Закона (русло реки).

«В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем».

Текучая или движущаяся вода, вода- поток ‑ буквальное материальное воплощение идеи движения, подвижности, изменчивости, которая измеряема временем. Образ реки – метафора времени.

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется».

Неуловимость настоящего времени, этой загадочной точки между прошлым и будущим в мировом потоке изменчивости, когда мы не может дважды оказаться в одном и том же моменте настоящего ‑ «Всё течет, всё изменяется…»

Знаменитый аргентинский писатель ХХ века Х.Л. Борхес спрашивал, почему никто никогда не войдет дважды в одну и ту же реку? – «…потому что воды реки текучи …, и это метафизически затрагивает нас, пробуждая что-то вроде священного ужаса, — потому что мы сами подобны реке, мы также текучи…», «…что мы лишь капли неверной Гераклитовой реки…» «...Время — дар вечности. Вечность позволяет нам жить в последовательностях. У нас есть дни и ночи, часы и минуты, у нас есть память, есть сиюминутные ощущения, и, наконец, у нас есть будущее, будущее, которого мы еще не знаем, но предчувствуем или боимся. Время — река, текущая к нам от своего непостижимого начала, из прошлого в будущее – и это нам понятно. … В нашем жизненном опыте время всегда подобно реке Гераклита…» [8].

«Течение времени», «поток времени» ‑ субстанциональные метафоры, выражающие качественное свойство времени. Именно такое переживание времени соответствует «здравому смыслу» человека: события или имеют место теперь, в настоящий момент или представляются как прошлые либо будущие. На бытовом уровне и в поэтическом языке этот образ берет свое начало, по-видимому, в клепсидрах, водяных часах. Знаменитые «Мягкие часы» Сальвадора Дали растягиваются, стекают по капле в углу стола ‑ такая своеобразная живописная метафора идеи текучести.

Философский образ-понятие времени-реки, времени-потока изменчивости всего во времени эхом откликается в поэтических отражениях ‑ в «реке времен», которая «уносит все дела людей» (Г. Державин); «сухой реки» с плывущим по ней «пустым челноком» ‑ реки времени и реки забвения у О. Мандельштама; покрытой ледяным панцирем холодной и безмолвной реки И. Бродского; и т.д.

Одна из ведущих для философии метафор, предложенная американским философом У. Джемсом (1842-1910), ‑ сознание как поток [9]. Каждое состояние сознания является частью личного сознания; в границах личного сознания его состояния изменчивы и всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений. Т.е., пишет Джемс, в сознании происходят непрерывные перемены: ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Движение мысли настолько стремительно, что почти всегда приводит нас к какому-либо заключению еще до того, как мы успеваем затормозить мысль. Сознание не выглядит разделанным на кусочки... Оно также и не представляет собой какую-либо однородность: оно течет. Поэтому вряд ли подходящей для сознания будет метафора «цепь (или ряд) психических явлений». Всего естественнее к нему применить, считает Джемс,метафору «река» или «поток».

Учение о всеобщей изменчивости, об «обмене» противоположностей во всеобщем изменении, об их борьбе и гармонии позволило в последствии назвать Гераклита величайшим диалектиком – мыслителем, обосновавшим движение как способ существования космоса, человека в нем и нашей мысли о нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: