IV. Медицинские аспекты учения Пифагора

Пифагор считал, что достойная человека жизнь – это жизнь добродетельная, умеренная, избегающая крайностей. Одним из любимых его изречений было: «Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души – невежество, из живота – обжорство, из городов – призывы к бунту, из семьи – раздоры».

Пифагорейцы в своей школе разработали многие известные сегодня методы лечения болезней. Например, они одними из первых стали использовать припарки, разрабатывать составы целебных мазей, изучать лечебные свойства огромного числа растений (Пифагор особенно ценил лечебные свойства морского лука).

Пифагору принадлежит и открытие терапевтическогоэффектамузыки(«музыкальная медицина»): «…Музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая душа, и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу». У Пифагора для каждой болезни был свой «музыкальный рецепт»: «Некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежд и не оплакивала себя… Другие же мелодии использовались им против ярости, …против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания».Струнным музыкальным инструментам отдавалось предпочтение в лечении.

Пифагор первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма, сочетанием разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлением и духовной, и телесной жизни. «Чтобы достигнуть идеала, человек должен достигнуть трех совершенств: осуществить истину в разуме, праведность в душе, чистоту в теле. Мудрая гигиена и разумная воздержанность должны поддерживать телесную чистоту. Чистота эта не цель, а средство. Всякое телесное излишество оставляет следы и как бы загрязняет … живой организм души; а, следовательно, страдает и дух…»[5]. Питание и душа, согласно Пифагору, тоже связаны и путь к здоровой и добродетельной жизни следует, советовал он, начинать «с правильного соотношения питья, еды и отдыха…». Каждый продукт питания порождает свойственное лишь этому продуктусостояние души, поэтому нельзя есть, во-первых, чуждую богам пищу (мясо и вино) и, во-вторых, пищу, которая считается священной (мальву и бобы). Пифагор говорил, что мясо затемняет умственные способности, мешает предвидению будущего, чистоте души и ясности сновидений. Поэтому он настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и особенно судьям накануне судебных разбирательств.«Те, которые хотят поступать в высшей степени по справедливости, конечно же, не должны причинять вреда родственным нам существам» [6].

Но все советы Пифагора носили исключительно рекомендательный характер. Единственное, о чем Пифагор предупреждал строго, – о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье в сочетании с очень важным для сохранения здоровья контролем и управлением эмоциями: «Человек не должен быть ни слишком веселым, ни излишне мрачным». Особенно опасными состояниями эмоциональной сферы Пифагор считал состояния раздражения и гнева и неукоснительно требовал, чтобы раздраженный или, тем более, разгневанный человек не принимал никаких решений и не совершал никаких действий.

Если эмоциями можно управлять, то, как быть с желаниями? Пифагор учил, что никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется: «Все люди знают, чего они хотят, но мало кто знает, что ему нужно»; «Желания могут породить стремления к наслаждениям, а наслаждения – постоянные спутники малых и больших заблуждений». Начинать же контролировать свои желания нужно с простого: с контроля над пищей и питьем, с контроля над эмоциями. Вслед за этим идет контроль над оценкой похвал в свой адрес и контроль над оценкой общественного мнения о себе, затем контроль над принимаемыми решениями и поступками.

Но человек должен быть готов к несчастьям, которых много в жизни и которые можно преодолевать с ясным умом и способностью спокойного, не отягощенного эмоциями анализа случившегося. Путь же к ясности ума лежал через тренировку памяти. В разработанном комплексе упражнений для тренировки памяти было, например, одно из простейших: пифагореец, пробудившись утром ото сна, должен был не вставать с постели до тех пор, пока не припомнит в подробностях всю последовательность событий дня минувшего.

Как сложилась судьба Пифагора? И в Южной Италии на его союз продолжались гонения: демократические режимы подозревали в пифагорейцах, которые так увлекались замкнутостью и конспирацией, заговорщиков, политических врагов. Пифагор уже в немолодом возрасте вынужден был опять бежать. Но это уже не спасло его. Будучи в городе Метапонте, он погиб в стычке со своими противниками. Не помог ему и богатый опыт ведения кулачного боя, и звание первого олимпийского чемпиона по этому виду спорта, завоеванное Пифагором в молодости.

Судьба самого Пифагора и его союза имела печальный конец, однако пифагорейское учение с его метафизикой, математическими и естественнонаучными знаниями, взглядами на воспитание не перестало со смертью своего основателя влиять на дальнейшее развитие науки и философии. Пифагорейская школа сыграла большую роль в усовершенствовании научных методов. Например, в математику, благодаря пифагорейцам, твердо вошло положение о необходимости строгих доказательств, что придало математике значение особой науки.

Школа Пифагора, в разных своих вариантах, не исчезала с культурной арены античности до самого ее (античности) конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: