Наглядность, конкретная чувственность, «картинность» образа космоса, космической модели Гераклита

? наглядность, конкретная чувственность, «картинность»образа космоса, космической модели Гераклита – огонь, который вспыхивает, разгорается и который угасает, огонь пульсирующий, как пульсирует человеческое сердце,? и потому живой.

Возникновение основных стихий мира в процессе «потухания» огня происходит, согласно Гераклиту, таким образом: огонь (жар), угасая, образует воздух, затем, охлаждаясь, через воздух воду (море, семя мирообразования), а из воды «происходит земля и небо и все между ними находящееся». Этим процессом управляет Логос (Закон). И «по тому же Логосу» происходит обратный процесс – процесс восстановления или «возжигания» огня.

«Затухание» огня есть воплощение его в стихии, когда космос становится не единой потенциальной энергией или материей, а космосом расчлененным на исходные конкретные составляющие элементы.

Нет такого пространства, в котором бы не было бытия. Огонь как начало, чистая сущность или бытие означает присутствие бытия в расчлененном космосе как потенция единого и нерасчлененного бытия. Когда потенция становится действительностью, мир или космос возобновляется или обновляется, т.е. «воспламеняется вновь и вновь». Мерно вспыхивающий и гаснущий огонь.

Диоген Лаэртский пишет, излагая взгляды Гераклита на космос: «Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности (эон), происходит это согласно судьбе. … Сгущаясь, огонь увлажняется и, сплачиваясь, становится водой; вода, затвердевая, превращается в землю: это путь вниз. Земля, в свою очередь, снова тает [~плавится], из нее возникает вода, а из воды – все остальное; причины почти всех [этих] явлений он возводит к испарению из моря: это путь вверх» [6].

Итак, затухающий огонь, гаснущий огонь – это дробление космоса на многое, в основании которого конкретные стихии (элементы) и их комбинация. Кстати, четвертый элемент после земли, воды и воздуха – огонь, но уже не исходный огонь, а огонь как одна из стихий. И возгорающийся огонь – момент обновления мира через воссоединение всего и вся в единое, неделимое единство.

Угасание огня («затухание») – охлаждение мира, превращение жара в воздух, влагу, землю и возникновение психей. Когда возникает космос как многое – это «недостаток» огня. Когда многое превращается в пожаре в одно – это «изобилие», избыток огня.

Из влаги рождаются психеи – души. «Психеям смерть — стать водою, воде же смерть — стать землею; из земли же вода рождается, а из воды — психея».

Огонь Гераклита – это не начало в понимании, например, милетцев. Модель Космоса, предложенная Гераклитом,? иного рода, она процессуальная модель, модель динамическая. Огонь возгорается и затухает. Затухание или угасание? это условие рождения Космоса как многообразия вещей. Возгорание Огня – это и есть всепроникающий Огонь, от которого нельзя укрыться никому («Как мог бы кто укрыться от незаходящего [огня]»), это вспышка, взрыв, гибель мира и его рождение. Космос Гераклита пульсирует, живет, ему свойственны свои ритмы возгорания и угасания…

Огонь мгновенно распространяется на все. Если иметь в виду время, то огонь как всеохватное начало не разделяет время на прошлое, настоящее и будущее, а соединяет их, огонь – это бытие как миг и как вечность.

«[Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем]».

Космос и всё, что находится в нем, сгорает в огне и вновь возрождается. Гераклит называет это судом над космосом, и суд этот вершит основа и источник всего – огонь. Т.е. огонь – это Абсолют, божество, направляющее, управляющее всем космосом и всем, что есть в космосе. Но умирание мира в огне в момент возгорания огня, его воспламенения названо Гераклитом «судом», т.е. космос как «живой огонь» обладает правом суда, возмездия, нравственного наказания. «Огонь» — это «чистая сущность», которую нельзя воспринять. Он обладает жизнью, сознанием, волей: иными словами он – божество. «Огонь»? носитель космического правосудия (Дике) и грозный Судия.

Мир у Гераклита? уже не натуральный мир милетцев, в котором за многообразием предметов и состояний просвечивает исходная начальная пронизывающая все стихия. Космос Гераклита – это космос, который мыслим, понимаем как бытие.

 

2. Борьба противоположностей и их совпадение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: