Очерк 6. Элейская философия. I. Ксенофан Колофонский. Из Ксенофана колофонского

Очерк 6. ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Элейская философия – это учения, сложившиеся в конце VI-V вв. до н.э. в Южной Италии, в городе Элее. Эта философия, начиная с Парменида, приобрела черты определенной философской традиции, что дала основание определить ее как философскую школу – школу элеатов.

I. Ксенофан Колофонский

Ксенофан из Колофона, был выходцем из Ионии. Жил на рубеже VI-V веков до н.э. Прожил, как свидетельствуют, почти 100 лет, был современником Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора и Гераклита, а также молодого Парменида. Ксенофан покинул родной город, по-видимому, тогда, когда город был захвачен персами. После этого жил на Сицилии и в Южной Италии.

Ксенофан получил известность прежде всего как поэт. Аристотель говорил, что с «Гомером при жизни соперничал Сиагр, после смерти — Ксенофан Колофонский, с Гесиодом при жизни — Керкоп, после смерти — упомянутый Ксенофан». Он был автором поэм, многих элегий, одну из которых перевел А.С. Пушкин. Вот это стихотворение со столь близкой для Пушкина темой дружеского союза, братства с его шумными «возлияньями» и неожиданной среди пира тихой и мудрой беседой.

Из Ксенофана Колофонского

Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают;

Все уж увенчаны гости; иной обоняет зажмурясь,

Ладана сладостный дым; другой открывает амфору,

Запах веселый вина разливая далече; сосуды

Светлой студеной воды, золотистые хлебы, янтарный

Мед и сыр молодой – всё готово; весь убран цветами

Жертвенник. Хоры поют. Но вначале трапезы, о други,

Должно творить возлиянья, вещать благовещие речи,

Должно бессмертных молитв, да сподобят нас чистой

душою

Правду блюсти: ведь оно ж и легче. Теперь мы

приступим:

Каждый в меру свою напивайся. Беда не велика

В ночь, возвращаясь домой, на раба опираться; но слава

Гостю, который за чашей беседует мудро и тихо! [1]

В поэтических произведениях Ксенофан был критиком культа физической силы, роскоши, праздности; в многочисленных эпиграммах высмеивал традиционные представления о богах. Именно Ксенофану принадлежит первая сознательная попытка опровержения мифологии, критика свойственного языческой религии греков антропоморфизма (видение богов подобными человеку): «…Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы рисовать произведения [искусства] подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же – похожими на быков…» [2].

Считается, что Ксенофан был основателем элейской школы или элейской философии. По этому поводу высказался Аристотель. Но подобно пифагорейской философской школы Ксенофан не создавал. Существует точка зрения, к которой сегодня склоняется большинство исследователей античной философии, что Ксенофан был причислен к элейской философии по сходству взглядов со своим младшим современником Парменидом.

Ксенофан объясняет мир на основе материальных стихий, прежде всего земли и воды: «Из земли всё возникло и в землю всё обратится, в конце концов»; «все мы родились из земли и воды» [3].

Все живые существа, согласно Ксенофану, произошли из земли и воды. Небесные светила рассматривались Ксенофаном как облака или воспламененные испарения.

Ксенофан утверждал, что когда-то вся земля была покрыта водой. Доказательством этого являются раковины, которые можно найти нередко в глубине материка и даже в горах. Можно найти камни, на которых отпечатались рыбы, морские улитки и т.п. Ксенофан делает вывод, что эти отпечатки образовались тогда, когда вода отступила, образовалась грязь, которая, высыхая, становилась особой разновидностью камня – затвердевшей смесью морской воды и земли вперемешку с высохшими останками морского животного и растительного мира.

Подобная гипотеза вполне в духе современного естествознания. Хотя в случае с Ксенофаном она могла быть навеяна легендами о мировом потопе, но само ее обоснование говорит о рационалистическом складе ума Ксенофана и его наблюдательности [4].

Ксенофан считал, что земля снова уйдет под воду, что море с периодичностью то наступает, то отступает. Человеческий род с неизбежностью гибнет с наступлением воды, и неизбежно вновь возрождается, когда вода отступает.

Всё, что существует – бесконечно разнообразно: вещи рождаются и умирают, меняются, взаимодействуют друг с другом, и т.д. Но за этим многообразием и подвижностью есть то, что обеспечивает мир как единое – единое сущее. Это то, что не возникает и не исчезает ‑ оно есть, всегда было и будет, т.е. существует вечно. Если оно вечно, то бесконечно, а бесконечно, значит, единственно, повсюду одинаково, неизменно и неподвижно.

Для Ксенофана «единое есть бог», а под единым он подразумевал Вселенную. Ксенофана правомерно считать одним из первых в истории европейской мысли, кто высказал идею неантропоморфного, абстрактного бога. Бог Ксенофана – это «философский бог» или идея бога как объединяющего и неизменного основания, как первоначала. Бог в понимании Ксенофана именно и есть первоначало — всеединое, неподвижное, вечное.

Вселенная, по мнению древних, имела сферическую форму. Ксенофан приписывал подобную форму богу. Бог однороден и шаровиден: «Все едино и неизменяемо, и это есть бог, никогда не рожденный, вечный, шаровидной формы» [5]. По мнению А.Ф. Лосева, «шаровидность» в данном случае ‑ символ всеобщей однородности или одинаковой удаленности всего от центра. Субстанция бога равномерно простирается во всех направлениях, наполняя обширное сферическое пространство. Бог присутствует во всем: он есть мысль, единый ум, охватывающий все и простирающийся во всем пространстве Вселенной.

Бог Ксенофана не имеет ни чувств, ни страстей, он есть ум. Поэтому для человека познание мира в его основе, первопричине и в его сущем есть познание с помощью разума и только разума. Чувства не могут дать знания сущего. Они дают нам только знания многообразного мира вещей, которые подвижны и смертны и не способны дать нам представления о вечном и неизменном, что определяет мир как единое.

Объяснение мира из единого, неподвижного и вечного основания, шарообразного бога Ксенофана предварило учение Парменида о шарообразном бытии, который, как считают исследователи, встречался с Ксенофаном и, возможно, заимствовал у него некоторые идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: