4. «Вечность — ребенок…»
«Вечность — ребенок, забавляющийся игрой в шахматы, царство ребенка».
«Вечность – ребенок» ‑ в мире нет ничего постоянного, мир вечен как обновляющийся, вновь рождающийся, потому вечность – ребенок. Само обновление мира, несмотря на борьбу, «войну», совершается, легко, играючи. Вечный мир всегда нов, всегда юн.
Вечность – играющий ребенок, забавляющийся игрой, но это игра с правилами: игра (играючи), забава ребенка, но, одновременно – разумные комбинации, требующие серьезного размышления. Игра и правила, Закон. Необходимость (Закон, правила) и случайность (каприз ребенка).
«И там, где скрепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит,
Большая вселенная в люльке
У маленькой вечности спит»
‑ прекрасный парафраз на тему гераклитовского образа в «Восьмистишиях» (1933) О. Мандельштама.
5. Логос
« Логос » (мудрость, Закон и т.д.) – у Гераклита это всеобщий закон (постигается разумом), и физическое тело, и мифическое существо. Душе присущ Логос. Логос (мысль) правит всем. В то же время мысль неотделима от огня и молнии, «человек неразумен, а умом обладает только окружающая среда» (А.Ф. Лосев).
|
|
«Народ должен сражаться за закон, как за свои стены».
Закон дан, ему необходимо повиноваться: по сути дела закон для общественной жизни проистекает из космического Закона. Но почему, за то, чему повинуешься, надо сражаться? «Стены» ‑ защита, опора, твое очерченное судьбой (Законом) место. «Сражаться» ‑ потому что потеряв закон, забыв его – потеряешь защиту, опору, изменишь своей судьбе. Изменить судьбу невозможно, но струсить перед судьбой (Законом) возможно, чем накличешь на себя еще большие несчастья и позор. Закон – это всё и для человека, и для народа, потому-то за него надо «сражаться», «как за свои стены».