Познание. Ум. Душа

6. Познание

«Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, даже научившись, они не понимают, им же самим кажется, что понимают». «Они не умеют ни выслушивать, ни сказать». «Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить», ‑ говорил Гераклит.

Для Гераклита чувственному знанию нельзя безусловно доверять, но без чувственного знания познание невозможно – оно часть процесса познания, в котором решающая роль принадлежит разуму. Непосредственное восприятие чего-либо, конкретно-чувственный контакт не есть гарантия понимания, которое дано уму. Гераклит настаивает на познании как единстве противоположных путей познания – чувственного и рационального.

Познание Закона космоса требует ума, разумного (рационального) познания, которое опосредовано ищет скрытое, требует проникновения в глубь, поиска причин и их анализа.

«Многознание не научает быть умным…», поскольку ум не определяется количеством сведений, которыми обладает человек. Ум, согласно Гераклиту, ‑ глубина разумения, а «неразумный человек способен увлечься любым учением» ‑ увлечься, но не понять его, не разумно его обосновать (даже если это учение не твое, а чужое) или разумно его отрицать.

7. Ум. Душа.

«Сухой блеск души» (о мудрейшей и лучшей душе). У пьяного, неразумного, душа влажная. Огонь у Гераклита разумен, он есть насквозь ум и смысл, и чистый ум есть насквозь огонь. Поскольку огонь сушит, постольку и ум превращает все чувственное, неустойчивое в светлое сознание, в чистую мысль, в красоту живого ума, бесконечного и неисчерпаемого, но и цельного.

Огонь излучает свет. Ум сухой – не просто ум самоорганизованный, без всего случайного, но ум, излучающий свет, свет ума – об этом впервые сказано у Гераклита. Природа ума световая ‑ так получается у Гераклита. Потом об этом будет сказано немало и в античной философии, и в философии последующей – от Августина и Фомы Аквината до русской религиозной метафизики.

Влажность – чувственная сфера души. Ум же – сухой, самособранный, он свет, блеск, должен поражать своим светом окружающее. Душу можно превращать в умное состояние.

Достижение «сухости» требует аскезы: диеты (вегетарианство), отказа от чувственных удовольствий. Живущий согласно Закону (природе), достигнув огненного состояния души, обретает образ мыслей, организующий, гармонизирующий мир человека, т.е. его (человека) космос, подобный большому космосу, который для всего есть божество (выше всего, объединяющее все и над всем довлеющее). «Образ мыслей человека — его божество».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: