Бог]: день—ночь, зима—лето, война—мир, изобилие—голод [все противоположности

Бог или «всеуправляющий Логос» (ум) проявляет себя в противоположностях как сторонах одного целого – мира, космоса. Действие логоса (Закона, бога, ума) аналогично изменениям огня: огонь становится основанием разного, которому мы даем различные имена, но в этом разном есть присутствие огня. От разных вещей мы получаем разное удовольствие, но в каждом удовольствие есть его основание как причина – огонь. Благовония мы различаем, обнаруживаем по запаху, т.е. чувственно, явно. Удовольствие нам говорит о явном. Но за всем этим есть первопричина, которая, изменяясь, смешивается со всем, присутствует во всем, ‑ это огонь.

 

64. «[Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем]».

Космос и всё, что находится в нем, сгорает в огне и вновь возрождается. Гераклит называет это судом над космосом, и суд этот вершит основа и источник всего – огонь. Т.е. огонь – это Абсолют, божество, направляющее, управляющее всем космосом и всем, что есть в космосе. Но умирание мира в огне в момент возгорания огня, его воспламенения впервые названо Гераклитом «судом», впервые появляется тема высшей нравственной оценки (есть нравственный судия, который имеет право судить, обладает правом суда), нравственного наказания, «суда». В объективной закономерной ритмичной смене одного состояния мира другим через возгорание мира имеется нравственный аспект. Объективный нравственный Закон! Огонь разумен в этой своей нравственной миссии.

 

II. Единство мира ‑ 10 [59]; 32 [65]; 43 [103]; 50 [1]; 103 [70]; 106 [120]

10. [59] [ Аристотель] de mundo 5.39e 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: