«И воле одного повиновение—закон».
Единое (Космос) – божество ‑ обладает волей, т.е. Законом, который требует себе повиновения. Формула Космоса (мироустроения) – идеал, и потому может быть применена к любому устройству или обустройству, например, к обустройству или построению общества. Гераклит – противник демократии, представитель родовой аристократии и сторонник ее власти (монархии), для которой «и воле одного повиновение—закон».
11. [55]-__ __ 6р. 401 а 8.
«Всякое животное направляется к корму бичом (необходимости)».
Типично метафорическая характеристика универсальной природы Закона, который правит, побуждает, заставляет: животное «бичом необходимости» идет к корму.
44. [100] __ __
«Народ должен сражаться за закон, как за свои стены».
Закон дан, ему необходимо повиноваться: по сути дела закон для общественной жизни проистекает из космического Закона. Но почему, за то, чему повинуешься, надо сражаться? «Стены» ‑ защита, опора, твое очерченное судьбой (Законом) место. «Сражаться» ‑ потому что, потеряв закон, забыв его – потеряешь защиту, опору, изменишь своей судьбе. Изменить судьбу невозможно, но струсить перед судьбой (Законом) возможно, чем накличешь на себя еще большие несчастья и позор. Закон – это всё и для человека, и для народа, потому-то за него надо «сражаться», «как за свои стены».
|
|
94. [29] __ __ de exil. 11 p. 604 A.
«Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эриннии, помощницы Правды».
При всем «привилегированном» положении Солнца в космосе даже ему не дано нарушить естественный порядок: «Солнце не перейдет своей меры», т.е. своих положенных границ. Закон – даже для Солнца. Солнце знает свою меру, т.е. и для Солнца есть Закон, нарушение которого самим же космосом карается. Эриннии – богини мщения ‑ здесь у Гераклита и буквальные богини (боги присутствуют в античном космосе), и метафорическое возмездие за гипотетический допуск нарушения Закона, т.е. Правды.
100. [34] __ __ Св. Plat. 8, 4 p. 1007 Д.