Людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают

«Людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают».

Данный фрагмент тоже может быть отнесен к вопросу о знании, о познании. Не знают – это«не ожидают и не предполагают».

 

22. [8] __ __ IV 4.

«Много земли перерывают золотоискатели и находят немного [золота]».

Почти как у Маяковского (вернее, у Маяковского – как у Гераклита):«Поэзия – та же добыча радия./В грамм добыча, в год труды. /Изводишь единого слова ради /тысячи тонн словесной руды». Это – о поэзии.

23. [60] __ __ __ 10.

«Имени Правды они бы не знали, если бы этого не было»/

Гераклит говорит в предыдущем фрагменте (22) о познании, чего оно стоит, какого труда. И далее добавляет, что без труда не было бы истинного знания.

 

56. [ к 47 ] __ __

«В познании явных [вещей] люди совершенно обманываются, подобно Гомеру, который был мудрейшим из всех эллинов; ведь ребята, убивавшие вшей, обманули его, сказав: «То, что мы увидели и поймали, мы выбросили, а чего не увидели и не поймали, то носим».

Гераклит отваживается выступить против распространенных способов мысли, против обычного понимания мудрости, а заодно и против высших авторитетов древнегреческой культуры. Греки чтят Гомера, но даже он способен ошибаться.

Вряд ли можно назвать, считает Гераклит, мудрым человеком (даже если он слывет таким) того, кто слишком доверчив: вот даже Гомер, «мудрейший из эллинов», легко обманут, потому что доверяет познанию «явных вещей», т.е. чувственному познанию, тому, что лежит на поверхности, без углубления в поиски причин и анализ. Грош цена такой мудрости, которая так легко поддается обману чувств.

Истинное – это то, что, может быть, самое близкое к нам, но то, «чего не увидели и не поймали, но носим».

 

57. [35] __ IX 10.

«Учитель весьма многих [вещей или людей] — Гезиод, его считают знающим весьма много, — его, который не разумел, что день и ночь — одно».

И еще один пример «кажущейся мудрости», которую, как часто это бывает, отождествляют с многознанием: может ли считаться Учителем или мудрым человеком Гесиод, если, зная, что есть день и ночь, т.е. разделяя их, он не понимает главного, что скрыто, не явно, но что характеризует самую суть – «что день и ночь – одно»: день есть движение к ночи, значит, потенциальная ночь, и, наоборот, ночь как процесс, несущий в себе день, его рождение. Люди не знают, что ночь и день одно, ‑ это значит, что они не понимают, что настоящий смысл не дан явно, не есть смысл прямого утверждения.

 

42. [119] __ __


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: