«То, что самый испытанный [мудрец] знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей».
Никто не может претендовать на знание Правды, Истины. Тот, кто называет себя мудрецом, имеет «только мнение». Истина («Правда») выше всякого мнения и не принадлежит никому, но есть Закон, который «настигает».
Но для того, чтобы иметь мнение (быть «испытанным мудрецом»), не помешает много знания.
35. [49] __ __ 141.
«Очень много должны знать мужи-философы».
Но есть и обратное по смыслу утверждение:
40. [16] __ IX 1.
«Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея».
Знание и много знания не помешает, но само по себе оно еще не научает быть умным. Многознание ‑ условие необходимое, но не достаточное для того, чтобы «быть умным». Ум не определяется количеством сведений, которыми обладает человек. Ум ‑ глубина разумения, понимание, чего не достает Гераклиту ни у знаменитых Гесиода и Пифагора, ни у элейца Ксенофана и автора исторических описаний милетца Гекатея.
|
|
41.[19] __ __ (примык. к 40).
«Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего».
Признать Закон, признать Логос, т.е. разум, который тождественен космическому Закону. Но мудрость – особое состояние ума, когда своим умом я охватываю вселенную в ее единстве и выражаю это единство мыслью, потому разум и есть «то, что управляет всем при помощи всего». Из гераклитовского фрагмента можно вывести и последующего разума-демиурга Платона, проектирующего, творящего космос и повелевающего им, и гегелевское тождество бытия и мышления, и много другое в последующем развитии философии.
В этой фразе можно вообще не вспоминать космос, а увидеть характеристику ума «изнутри», определение самопознания и самосознания как условия мудрости: «разум управляет всем» ‑ самим собой тоже; и «при помощи всего» ‑ при помощи разума тоже. Что получилось ‑ замкнутый круг, «петля» [См.: Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара, 2001] – «разум управляет разумом при помощи разума» ‑ один из кругов всеобщего круговорота или одна из точек в действии всеобщего космического Закона (Логоса), который управляет всем.
108. [ 18 ] Стобей flor. I 174.
«Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично».
О мудрости, которая от всего отлична – об этом не сказано ни в одном известном Гераклиту учении. Смысл познания не только в знании о мире, но и в знании себя, в самопознании и обретении через самопознания ценности его цели – мудрости, которая как идеал от всего отлична, которая как идеал обладает направляющим для самопознания действием.
112. [107] __ __ 178.