He лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают

«He лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают».

Известно, что Гераклит по своему происхождению был из царского рода, но немногих «наилучших» он выделяет не по знатному происхождению и не из-за богатства. Гераклит с презрением относится к людям, неумеренным в удовлетворении своих желаний. Исполнение всех желаний невозможно хотя бы потому, что возникают все новые и новые желания, а, во-вторых, исполнение желаний расслабляет, лишает человека стремления себя изменять, т.е. исполнение всех желаний противоречит Закону космоса, закону всеобщей изменчивости.

 

49. [113] Гален de diff. puls. VIII 77ЗК.

«Один для меня — десять тысяч, если он — наилучший».

Философский смысл афоризма – соединение противоположного, противоречие «одного» и «многого», «качества» и «количества», «ценности» и того, что ценностью не является.

Житейский смысл афоризма – то, что дорого, что для тебя «наилучшее», говоря обыденным языком, не променяю ни за что и ни на что.

Кто, по мнению Гераклита, «наилучшие»? — «Наилучший» — не есть принадлежность к чему-то, что определено традицией или происхождением. Один «наилучший» у Гераклита означает умственное мастерство того, кто размышление и совершенствование души предпочитает «скотскому» пресыщению чисто материальными благами. Разумение есть своего рода добродетель. И каждый человек может развить в себе благодетельную способность к размышлению, к познанию самого себя. Такая способность, как высказывался Гераклит, в принципе дана всем людям, но ее по-разному развивают и применяют.

 

104. [111a] Прокл in Alc. l p. 525, 21.

«Каков у них ум, или разумение? Народным певцам они верят, и учитель для них — толпа, ибо не знают они, что «многие—плохи, немногие же—хороши».

«Один для меня» стоит десять тысяч, так как он наилучший, писал Гераклит, но чаще всего люди доверяют этим «десяти тысячам», т.е. толпе. Причина – неразумение, непонимание того, что возможно, когда «многие – плохи, немногие же – хороши». Здесь еще важен аксиологический аспект проблемы «многого – одного»: ценность не определяется, вернее сказать, не всегда определяется количественными параметрами.

Мудрых людей вообще очень мало — большинство к мудрости так и не приобщается и верит тем, кто в глазах толпы слывет многознающим.

 

70. [к 79]__ de anima.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: