Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды

«Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды».

Счастье – не в телесных удовольствиях – если бы это было так, тогда бы люди ничем не отличались бы от «счастливых быков, когда они находят горох для еды».

Гераклит предельно снижает уровень телесного удовольствия до простого утоления голода у животного. Отрицание представления о счастье как о телесном удовольствии становится предельно заостренным. Прием снижения возвышенной категории – один из сильнейших иррациональных, но аргументов или контраргументов.

 

13. [54] Атеней V р. 178 F.

«Быть довольным грязью. Свиньи грязью наслаждаются».

Счастье – удовольствие – довольство ‑ …грязь(?!). Да потому что всё относительно и в счастье, даже если счастье удовольствие, поскольку для одних удовольствие – одно, для других, для свиней, например, ‑ грязь. Гераклит доводит до своего возможного предела учение о счастье как удовольствии: в конце концов, счастье в удовольствии – это счастья для свиньи!

 

37. [53] Колумелла VIII 4.

«Свиньи грязи радуются, птицы в пыли или в золе купаются».

И в этом фрагменте, как и во фрагменте 13, ‑ доведение до предела понимания счастья как удовольствия и принципа относительности удовольствия. Гераклит настаивает на «животности» подобного понимания счастья: полюсами в данной фразе являются свиньи и птицы – земля и небо, но как представляющие животный, нечеловеческий мир – одинаковы в своем удовольствии, что подчеркнуто однопорядковостью «грязи», «пыли», «золы».

 

29. [111 в ] __ __ __ 60 (после В 104).

«Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — преходящим вещам; толпа же насыщается подобно скоту».

Этот фрагмент продолжает тему счастья и удовольствия: удовольствие – насыщение – толпа. Счастье в удовольствии – это для свиней. Но и для толпы, т.е. для человека, который не стремится отличиться, не для индивидуальности, а для нивелированной единицы толпы. «Лучшие люди» выше преходящих вещей, для них счастье в вечном – «вечной славе». Здесь очень важно, что речь идет о славе: слава – вещь тоже преходящая, поэтому у Гераклита ‑ «вечная слава».

 

110. [104a] __ __ 176.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: