«[Поэтому справедливо Гераклит называл эти «средства»] лекарствами [так как они исцеляют психей от ужасного и предохраняют их от жизненных несчастий]».
Леча тело, исцеляем душу.
69. [128] __ __ V 15.
Критическое отношение Гераклита к жертвоприношениям продолжено в данном фрагменте. Гераклит оправдывает только один вид жертвоприношений – жертвоприношения, совершаемые по наивности (чистоте). Но это большая редкость для современников Гераклита. Гераклит категорически не принимает материальный характер жертвоприношений, поскольку только материальное само по себе (и, по-видимому, усиливающееся в жертвоприношениях) говорит о возможностях материальных человека (о его достатке), но не о силе его веры.
70. [к 79] __de anima.
«Детские игры [говорил он про человеческие мысли]».
Во-первых, в этом фрагменте демонстрируется принцип относительности Гераклита: да, действительно, человеческие мысли – детские игры …в сравнении с Логосом, умом космоса, божественным умом.
Но, с другой стороны: вселенная у Гераклита – дитя, ребенок играющий…Т.е. на уровне вселенной, на космическом уровне, на уровне целого и единого в проявлении Логоса, космического божественного ума, присутствует детскость, игровой момент, момент случайности, вариативности, и т.д. Тогда получается, что в характеристике человеческих мыслей как детской игры нет уничижительного сравнения с мыслью (Логосом) космоса, а, наоборот, человеческая мысль подобна, аналогична космическому уму.
|
|
71. [к 73] Марк Антонин IV 46 [ после 76 ].
«[Следует помнить также о том], кто забывает, куда ведет путь».
Вот «странная фраза»: следует помнить от том, кто забывает … ‑ если не помнят одни, будем помнить за них? Беспамятство одних должно усилить память других? Да. Но что некоторые забывают? – «куда ведет путь». Опять вопросы – о каком пути идет речь? – О судьбе, о направлении жизни, о направлении в целом, т.е. о Законе. Жизнь идет к смерти, а то, что есть сегодня, по Закону, по направлению пути, перейдет в свою противоположность, измениться, не будет вечно. Об этом надо помнить, это есть предостережение и предвидение, которое избавляет от излишних иллюзий, ошибок, и т.д. Забвение одних, «куда ведет путь», компенсируется памятью (и, следовательно, знанием) других.
72. [93] __ __