Бог]: день—ночь, зима—лето, война—мир, изобилие—голод [все противоположности

Бог или «всеуправляющий Логос» (ум) проявляет себя в противоположностях как сторонах одного целого – мира, космоса. Действие логоса (Закона, бога, ума) аналогично изменениям огня: огонь становится основанием разного, которому мы даем различные имена, но в этом разном есть присутствие огня. От разных вещей мы получаем разное удовольствие, но в каждом удовольствие есть его основание как причина – огонь. Благовония мы различаем, обнаруживаем по запаху, т.е. чувственно, явно. Удовольствие нам говорит о явном. Но за всем этим есть первопричина, которая, изменяясь, смешивается со всем, присутствует во всем, ‑ это огонь.

67а. « [О] Гиодос схоластик ad Chalcid. Plat. Tim. [Так жизненное тепло, исходящее от солнца, обеспечивает жизнь всему, что живет. Принимая это положение, Гераклит делает прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а тела—с паутиной. Подобно тому, как паук,— говорит он,—находясь посреди паутины, чувствует, лишь только муха повреждает какую-либо его нить, и быстро туда бежит, как бы заботясь об исправлении нити,—так и человеческая психея, если какая-либо часть тела повреждена, поспешно туда устремляется, как бы не перенося повреждения тела, с которым соединена крепко и соразмерно».

Психея (душа) здесь представлена в двух сравнениях. Первое – сравнение психеи с источником жизни, с солнцем, от которого исходит тепло и которое дает жизнь всему. Психея в паре с телом есть источник тепла, источник жизненной энергии. Психея – теплота, тело – холод.

Второе равнение – сравнение психеи с пауком, которому сразу доходят сигналы о повреждении паутины и который эти повреждения ликвидирует. Душа человека получает сигналы от тела, и если тело где-то повреждается, то задача психеи тело лечить.

Итак, две противоположности – душа и тело – соединены «крепко и соразмерно», т.е. неразрывно и каждая из противоположностей соотносит себя с другой.

В этой паре противоположностей активная роль принадлежит душе, которая обнаруживает нарушения тела.

В болезнях тела, их обнаружении и лечении определенную позитивную роль играет душа. О связи души и тела Гераклит говорит не только как о двух противоположностях (проявление универсальной противоречивости мира), но и в контексте болезни и здоровья.

Состояние души зависит от состояния тела. И, наоборот, состояние тела зависит от души, от того, как она прореагирует на сигналы от тела, и т.д.

68. [129] Ямвлих de туst. I 11.




double arrow
Сейчас читают про: