Организация образовательной среды в условиях интегрированного обучения и воспитания

Включение детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми детьми предполагает изменение (специальную адаптацию) окружающей среды. Во-первых, специальной адаптации подвергается предметно-пространственная среда. Она должна стать более безопасной и удобной, т.е. позволять каждому ребенку хорошо ориентироваться в пространстве, свободно передвигаться, быстро находить нужные объекты и выполнять с ними необходимые действия. Во-вторых, определенные изменения адаптационного характера происходят и в социальной среде. Окружающим необходимо научиться видеть в детях с особенностями психофизического развития то общее «здоровое», что объединяет их с обычными детьми, понять специфику трудностей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизнедеятельности, воспитать в себе способность терпимо относиться к их промахам и неудачам, а также предлагать и оказывать им посильную разумную помощь. В этой связи одним из актуальных аспектов психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения является проектирование и создание адекватной их возможностям поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.

При обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития, специально организованная образовательная среда является одним из ведущих средств обеспечения коррекционно-педагогического эффекта. Тем самым она приобретает статус коррекционно-развивающей среды.

Образовательная среда представляет собой совокупность влияний и условий, в которых протекает педагогический процесс. Анализ и соотнесение данных о приспособительных изменениях, которые могут происходить в образовательной среде с целью повышения эффективности обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, позволяют говорить о существовании дополнительной специфической группы условий. Данные условия способствуют профилактике нежелательных последствий (ограничений), обусловленных психофизическими нарушениями. При этом результаты исследований свидетельствуют о наличии двух типов таких условий: 1) условия, которые обеспечиваются за счет адаптационных изменений самих объектов, заполняющих окружающую ребенка среду (увеличение размеров, выделение сигнальных или существенных признаков, привнесение деталей приспособительного характера и др.); 2) условия, которые обеспечиваются за счет оптимизации взаимодействия ребенка с данными объектами (пространственное расположение объекта, степень его доступности для восприятия различными анализаторами, наличие правил, регулирующих отношения с объектом и др.). Используя предложенные направления, учреждение образования может разрабатывать индивидуальные программы реализации инклюзивного образования.

 

 

31.Специфика принципа процесса проектирования и моделирования образовательной среды для детей с ОПФР.

Организация пространственной безбарьерной среды в учреждении образования (макропространство) и доступного развивающего пространства в помещении (микропространство) должна быть направлена на обеспечение нормального функционирования и увеличение способности ребенка с ОПФР к развитию и обучению. Для детей с нар-ми зрения создается повышенная освещенность. Группы и кабинеты оснащаются вспомогательными средствами коррекции: подставками для детей с косоглазием, конторками – рабочим полем под углом 45 градусов, лупами для увеличения рассматриваемых изображений, экранами с подсветкой, аудивоспроизводящей аппаратурой и компьютерной техникой.Согласно методическим рекомендациям по обеспечению доступности учреждений для лиц с ограничениями (или отсутствием) передвижения (Международная ассоциация инвалидов) для детей с нарушениями зрения крайние ступени лестницы при входе в учреждение образования необходимо покрасить в контрастные цвета (ярко-желтый, ярко-оранж. и ярко-красный) Дверь необходимо оформить яркой контрастной краской. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. При оформлении внутреннего пространства необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф поля. Это может быть и напольная плитка, и ковровые дорожки. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Для передвижения по лестнице можно сделать на ступенях резиновые вставки, которые сигнализируют слепым детям о крае ступени, предусмотреть окраску перил и желтую полосу на ступенях для слабовидящих детей, а также при необходимости тактильный выпуклый знак в виде ступеней в начале и в конце пролета. Названия классных кабинетов рекомендуется оформить крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо оборудовать индив-е ученические места, выделенные рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола из общей площади помещения. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с нар-ми зрения, и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать, для того чтобы он смог получить информацию. Парта уч-ся с нар. зрения должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Можно предусмотреть использование учеником диктофона для конспектирования уч-го материала. Учебные пособия, используемые на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА) необходимо организовать учебное место так, чтобы они могли самост-но уверенно сидеть, без физического напряжения максимально включаться в задания. Если ребенок с нарушениями функций ОДА не обеспечен спец-м оборудованием для сидения, передвижения, то большую часть своей энергии он затратит на удержание позы, а не на усвоение учебного материала.

Следует предусмотреть при адаптации: пространства класса: дверной проем должен быть без порогов шириной не менее 80 см; выключатель должен находиться на высоте вытянутой руки ребенка, сидящего в коляске; школьная доска должна быть оснащена механизмом регулирования высоты; при передвижении ребенка с помощью ходунков и костылей необходимо установить поручни под доской и вдоль стен до рабочего места - это позволит придать стабильность и уверенность ребенку в положении стоя; пространство под умывальником и расстояние между партами должно быть доступно для подъезда на коляске. Рабочего места: положение сидя ребенку придают в специальном стуле или инвалидном кресле; инвалидная коляска или школьный стул должен давать возможность ребенку хорошо и свободно управлять головой и туловищем, удерживать и сохранять равновесие, позволять свободно двигать ногами и плечами; любое приспособление для сидения должно быть стабильно, и позволять ребенку действовать максимально активно; стол (парту) можно адаптировать с помощью небольших бортов по периметру, либо применить антискользящую салфетку - эти меры предотвратят соскальзывание школьных принадлежностей;для детей с нарушениями мелкой моторики необходима адаптация ручек, карандашей, линейки различными насадками. Способ адаптации зависит от вида захвата предметов и подбирается индивидуально. С этой целью можно использовать поролоновые трубочки (изоляционные сантехнические), внутрь которых вставляется ручка или карандаш; для письма на доске можно самостоятельно изготовить восковые мелки, удобные для захвата. Столовой: минимальное расстояние между столами должно быть 80 см; проход к раздаточному столу должен быть доступным и безопасным; при необходимости (при наличие гиперкинезов) рекомендуется использовать антискользящую салфетку на поверхности стола и набор адаптированных столовых приборов. Санузла:туалетная комната должна быть оборудована отдельной кабинкой для ребенка, передвигающегося на инвалидной коляске; дверной проем в кабинке – не менее 80 см; в кабинке должна быть свободная площадка 120х80 см для обеспечения маневрирования на коляске; на стене справа от унитаза должны быть «L-образные» поручни, установленные на высоте 75 см от пола; высота умывальника – 70–80 см; унитаз должен быть установлен на высоте 45 см от пола. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с нарушениями функций ОДА, детей с нарушениями зрения по территории школы следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. Рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной краской.

Учитывая особенности пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения и нарушениями функций ОДА, их повышенную травмоопасность, рекомендуется модернизировать мебель: закруглить углы столов и кроватей. Для детей с интеллектуальной недостаточностью предметно-развивающая среда в кабинете должна иметь четкую логику построения, в основе которой – познавательные и другие психологические потребности детей: - хорошо оборудованные, полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами; - на специальных полках, открытых для всех детей, в определенном порядке должны быть расположены и систематизированы по своему назначению дидактические материалы, направленные на удовлетворение познавательных потребностей ребенка в соответствии с его возрастными особенностями; - мебель и оборудование устанавливается так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу; - микросреда, включающая оформление конкретного занятия или урока, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из детей. Для детей с нар. речи, трудн-ми в обучении, нар. слуха, нар. аутистического спектра важным и необходимым является дополнительное обозначение доступности школьных помещений, размещение на дверях кабинетов табличек-символов, раскрывающих их содержание (например, медицинский кабинет, мастерская, библиотека, спортивный зал, класс, кабинет и др.); более яркое, четкое выделение (обозначение) опасных мест (это могут быть ступеньки, выход и др.). Для уч-ся с нар. слуха, для более успешной их ориентировки, в классах следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков, ученические места оборудовать звукоусиливающей аппаратурой коллективного и (или) индивидуального пользования, а также активно использовать в образ-м процессе нформ-ные коммуникационные технологии. Требования к кабинету уч.-деф. также подчиняются принципу учета индив-х особенностей каждого обуч-ся и категорий представленных психофиз-х нарушений. Помещение условно подразделяется на функциональные зоны: учебную, игровую, релаксационную, сенсорную; зону технических средств обучения; зону развития мелкой моторики и конструктивного праксиса; зону развития артикул-й моторики и постановки звуков. Оснащение кабинета должно соответствовать контингенту посещающих его детей (их возрастным и интеллектуальным особенностям). Т. О. инклюзивная образ-я среда, созданная с учетом вышеперечисленных принципов и структуры, способствует стимул-нию развития самост-ти, инициат-ти и активности ребенка с ОПФР, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учетом особых образ-х потребностей и яв-ся эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.

 

32. Организация образовательного процесса (ОП) в условиях интегрированного образования.

 ОП при реализации образ-й программы спец. обр-я на уровне общего ср. обр-я, для лиц с интел. недост-ю носит корр-ю направленность и орган-ся в соответствии с требованиями к организации образ-го процесса при реализации образ-х программ спец. обр-я (ст. 268 КO) и образ-х программ общего сред. обр-я (ст. 158КО). В спец. классах образ-й процесс осущ-ся: при реализации образ-й программы спец. обр-я на уровне общего сред. обр-я – на основе учебного плана соответствующей спец-й общеобразов-й школы (школы-интерната); учеб. программ по учебным предметам для спец-х общеобраз-х школ; учеб. программ по учебным предметам для учреждений общего сред. обр-я; учеб. программ факультативных занятий; программ корр-х занятий учеб. планов спец-го обр-я на уровне общего сред. обр-я. Обучение и воспитание уч-ся спец-х классов на І ступени общего сред. обр-я реком-ся осуществлять пед-му работнику, имеющему высшее образование по направлению «Специальное образование», или соответствующую переподготовку. При реализации образ-й программы спец-го обр-я на уровне общего сред. обр-я для лиц с интелл. недостаточностью – на основе учебного плана первого отделения вспом-й школы (школы-интерната); учеб. программ по учеб. предметам для первого отделения вспом-й школы; учеб. программ факультативных занятий; программ корр-х занятий учеб. планов спец-го обр-я на уровне общего сред. обр-я. При реализации образ-й программы спец. обр-я на уровне общего среднего образования для лиц с интелл. недостаточностью обучение и воспитание уч-ся в І-Х спец-х классах, за исключением учебных предметов «Трудовое обучение» (V-Х), «Физическое воспитание и здоровье», «Музыка», реком-ся осуществлять учителю, имеющему высшее образование по направлению «СО», или переподготовку по направлению «СО». Корр-е занятия в спец. классах со всеми уч-ся с ОПФР проводит уч.-дефектолог. В УО проводится работа по созданию необходимой образ-й среды, большое внимание следует уделять организации взаимодействия уч-ся спец. классов со сверстниками. В классах интегр-го об. и восп. при организации образ-го процесса для детей с ОПФР используется учебный план класса интегр. об. и восп. В соответствии с п. 13 ст. 279 КО учебный план класса интегр. об-я и восп-я на текущий учебный год разраб-ся УО, на базе которого открыт этот класс, на основе типового учебного плана средней школы, а также соответствующего учебного плана спец-го обр-я и утверждается руководителем УО по согласованию с гос-м центром коррекционно-развивающего об-я и восп-я (далее – ЦКРОиР), координирующим деят-ть в сфере спец-го обр-я на территории соответствующей административно-территориальной единицы. При организации образ-го процесса в классах интегр. об-я и восп-я полной наполняемости при реализации образовательной программы спец-го обр-я на уровне общего сред. обр-я в I и II классах интегр. об-я и восп-я полной наполняемости учебные занятия по учебным предметам «ИЗО», «Физ-ра», «Музыка», «Труд», «ОБЖ» реком-ся проводить учителю со всем составом

класса. Уч.-деф. проводит корр. занятия и учебные занятия с детьми с ОПФР по остальным учеб. предметам учебного плана соответствующей спец. общеобразов-й школы (спец. общеобраз-й школы-интерната). В случае, если кол-во учеб. часов, отведенных на изучение отдельных учеб. предметов типовым учебным планом общего сред. обр-я и учебным планом соответствующей спец-й общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) не совпадает, или отдельные учебные предметы включены только в учебный план соответствующей спец-й общеобразовательной школы (школы-интерната), учебные занятия по этим учебным предметам проводит уч.-деф. класса интегр-го об-я и восп-я полной наполняемости. При организации образов-го процесса на II и III ступенях общего сред. образ-я необходимо учитывать, что на учебных занятиях по учебным предметам реализуются в основном учебные программы учреждения общего среднего образования. При реализации образов-й программы спец. образования на уровне общего среднего образования для лиц с интелл. недостаточностью в классах интегр. об-я и восп-я полной наполняемости уч.-деф., как правило, на протяжении всех лет обучения проводит учебные занятия по всем учебным предметам, за исключением учебных занятий по учебным предметам «ИЗО», «Музыка», «Физ-ра», «Труд.», «ОБЖ», которые проводят учителя, преподающие названные учебные предметы. В классах интегр. об.-я и восп-я полной наполняемости реком-ся выделять уч.-деф. учебные часы на проведение корр-х занятий из расчета один учебный час на одного ребенка, но не более общего кол-ва учебных часов на проведение корр-х занятий, предусмотренных в учебном плане специального образования. В классе интегр. об. и восп. неполной наполняемости учеб. занятия по учеб. предметам с уч-ся с ОПФР при реализации образов-й программы спец-го обр-я на уровне общего сред. обр-я, обр-й программы спец-го обр-я на уровне общего сред. обр-я для лиц с интелл. недостаточностью проводят в основном учитель нач. классов или учителя-предметники в составе класса. Кроме того, орг-ся корр-е занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана спец-го обр-я на уровне общего среднего образования. На проведение корр-х занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам в классе интегр. об-я и восп-я неполной наполняемости в соответствии с примечаниями к учебным планам спец-го обр-я на уровне общего сред. обр-я выделяются учебные часы из расчета:4 учебных часа в учебную неделю на одного уч-ся: слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении);8 учебных часов в учебную неделю на одного уч-ся с интелл. недостаточностью, неслышащего, незрячего, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием). Из выделяемых учебных часов не менее одного учебного часа на одного ребенка в учебную неделю отводится на проведение корр. занятий. Оставшиеся учебные часы распределяются, как правило, на учебные занятия по учебным

предметам соответствующего учебного плана спец-го обр-я, которые отсутствуют в типовом учебном плане общего сред. обр-я или не совпадают с ним по кол-ву учебных часов, а также на изучение учебных предметов, вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения. Содержание учебных программ по учебным предметам и учебных пособий для первого отделения вспом-й школы имеет свое наполнение, отличается от содержания учебных программ и учебных пособий для общего сред. обр-я как по объему, так и по отбору и изложению учебного материала. Обучение и воспитание уч-ся с легкой интелл. недостаточностью осущ-ся в спец. классах, классах интегрированного об. и восп. в соответствии c нормативными документами. Сроки обучения данной категории детей — 10 лет. Учебный план 1-го отделения вспом-й школы (вспом. школы—интерната) отличается от типового учебного плана общего сред. обр-я по кол-ву и названиям учебных предметов, по кол-ву учебных часов, отводимых на их изучение. При одновременном обучении обычных детей и детей с интелл. недостаточностью в интегр. классе неполной наполняемости образ-й процесс осуществляет учитель класса, коррекционно-педагогический процесс — уч.-деф.. В этом случае в соответствии с учебными планами учитель на уроке использует учебные программы по учебным предметам и учебные пособия для вспом. школы и параллельно — учебные программы по учебным предметам и учебные пособия для общего средн. обр-я. При конструировании урока учителем опред-ся задачи и содержание учебного материала для обычных уч-ся и параллельно — для уч-ся вспом. школы. Уч-ся с интелл. недостаточностью нуждаются в индив-й помощи на уроке не только при освоении содержания учебного материала. Им постоянно требуется поддержка, направляющая их деят-ть. Необходима целенаправленная каждодневная помощь в овладении ими учебными умениями и навыками, умениями ориентироваться в задании, умениями последовательно выполнять задание, анализировать и контролировать свою деят-ть. Учителю необходимо использовать на уроке памятки, опорные карты, схемы, краткую запись, планирование этапов работы‚ которые будут направлять и регулировать учебную деят-ть уч-ся, способствовать формированию у них устойчивых умений и навыков. При планировании уроков учитель должен взаимодействовать с уч.-деф., получать от него помощь в выборе приемов и методов работы по организации деят-ти уч-ся с интел. недостаточностью, определению содержания урокa, реализации индив-го и дифференцир-го подходов. Установление последовательности и объема изучаемых тем, определение содержания контр. заданий и работ и их выполнение, написание календарно-тематического планирования (КТП), выполнение единых требований по ведению журналов, тетрадей осущ-ся педагогами совместно. В случаях несовпадения учебных часов учебных планов и распределения их между учителем и учителем-дефектологом решение по написанию КТП принимается ими по договоренности, планирование может составлять уч.-деф. либо учитель класса. Обеспечение 10-летнего срока обучения уч-ся с интел. недостаточностью в составе

классов интегр. об-я и восп-я — непростая задача для педагогов. Смена классного коллектива после первого года обучения яв-ся для ребенка наиболее оптимальной. Второй год обучения он начинает в составе вновь набранного 1-го класса при реализации учебного плана для 2-го класса вспом. школы. Уч-ся с интел. недостаточностью, обуч-ся по учебным программам учебных планов первого отделения вспом. школы (вспом. школы-интерната) после 10 лет обучения сдают экзамен по трудовому обучению. По окончании срока обучения учащиеся, обучающиеся по учебным программам учебных планов первого отделения вспом. школы, получают свидетельство о специальном образовании. Обучение и воспитание уч-ся с нарушением слуха; уч-ся с нарушениями зрения; уч-ся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); уч-ся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; уч-ся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами. Эти дети относятся к детям c сохранным интеллектом. Вместе с тем, все уч-ся с ОПФР имеют те или иные специфичные учебные трудности, обусловленные обозначенными нарушениями развития, и нуждаются в индив-й помощи и поддержке при освоении содержания образ-х программ. Само название «специальные общеобразовательные школы» свидетельствует о близких подходах в содержании общего сред-го и спец-го образования, хотя они и имеют свои различия, особенно на первой ступени общего сред. обр-я. Содержание учеб. программ и учеб.пособий спец-го и общего сред. обр-я явл-ся сходным, но не идентичным. Более сходным и близким становится содержание учеб-х программ в последний год обучения на первой ступени образ-я. На второй и третьей ступенях общего сред. обр-я содержание учеб. программ и учеб. пособий единое для общего среднего и спец-го обр-я (типовое). Существуют отличия и по срокам обучения на первой ступени общего сред. обр-я. Учебными планами спец-го образования (специальных общеобразовательных школ) предусмотрен четырехлетний или пятилетний срок обучения детей с ОПФР на первой ступени общего среднего образования с адаптацией содержания учебного материала к учебным возможностям учащихся с ОПФР. При этом на протяжении обучения реализуются направления корр-х занятий, предусмотренные учебными планами спец-х общеобразовательных школ. Уч-ся с ОПФР, обучающиеся по учебным планам спец-х общеобразовательных школ, сдают экзамены за курс базовой или за курс средней школы. Уч-ся с ОПФР, успешно прошедшим аттестацию за курс общего базового или общего среднего образования, выдаются документы об образовании — свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании с отличием) наравне со всеми уч-ся.УО также выдается справка об освоении содержания образовательной программы спец-го образования на уровне общего среднего образования по форме, утвержденной Министерством образования Республики Беларус

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: