Нормативная правовая база интегрированного обучения и воспитания в РБ

Интеграция – принятие индивида другими членами группы. Это процесс двусторонний. С 1 стороны, ребенок с ОПФР, с другой стороны, УО.

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования (СО), при которой обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с ОПФР.

Цель интегрированного обучения и воспитания:

реализация права детей с ОПФР на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка;

способствовать успешной социализации учащихся с ОПФР.

Задачи интегрированного обучения и воспитания:

освоение содержания образовательной программы СО лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами СО;

исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;

создание специальных условий для получения СО обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;

формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;

формирование позитивно ориентированной личности;

профилактика девиантного поведения у учащихся с ОПФР.

Основой нормативного правового обеспечения интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь является Кодекс РБ об образовании.

Кодекс об образовании определяет:

формы интегрированного обучения и воспитания при реализации образовательных программ: СО на уровне дошкольного образования, СО на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания); СО на уровне общего среднего образования, СО на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания) (ст. 268, п. 9);

наполняемость специальных групп (классов), групп (классов) интегрированного обучения и воспитания (ст. 268, п. 10–14).

Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 136 от 25 июля 2011 г. ”Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов и классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них“. Инструкция состоит из трех глав.

3. ”Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания“ Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2016 года.

 

 

28. Формы интегрированного обучения и воспитания:

- Спец.группа(класс), в которой получают образование лица с ОПФР;

- Группа(класс) интегрированного образования и воспитания – группа(класс), в котором получают образование лица с ОПФР и лица, не относящиеся к лицам с ОПФР;

Наполняемость специальных групп может составлять от 2 до 12 человек, в зависимости от возраста и нарушения развития, а наполняемость спец.классов от 3 до 12чел. в зависимости от психо-физического нарушения.

Общее количество воспитанников в группах интегрированного обучения и воспитания для детей до 3 лет: от 8 до 10 чел. в их числе от 2 до 4 детей с ОПФР; Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должны превышать 20 человек, из которых не более 3-6 учащихся с ОПФР.

Классы интегрированного обучения и воспитания рекомендуется открывать при наличии:

- 3-х учащихся с нарушениями однородного характера: интеллектуальной недостаточностью, незрячие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

- 5-6 учащихся с нарушением однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, с ТНР, с трудностями в обучении;

- 3-4 учащихся с разными нарушениями, не более 2-х нарушений развития.

Сроки получения образования для детей с ОПФР:

- на первой ступени общего среднего образования: 5 лет для детей с трудностями в обучении, ТНР, нарушение слуха (2 отделение); 4 года дети с нарушением слуха (1 отделения); 4 или 5 лет для детей с нарушением зрения и детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата

- 2 ступень – 5 лет;

- 3 ступень – 2 года;

Для детей с интеллектуальной недостаточностью (Ф71.0): 10лет – первое отделение вспомогательной школы, 9 лет – втрое отделение вспомогательной школы.

 

29.Особенности планирования учебного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания.

 Образов. процесс для детей с ОПФР в специальных классах (группах) и классах (группах) интегрированного обучения и воспитания строится на основании учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения, специальной общеобразовательной или вспомогательной школы (уч. планов, уч. программ спец. обр.). Обучение и воспитание учащихся с ОПФР носит коррекционную направленность, осущ-ся с использованием информационных и коммуникационных технологий, средств и методов обучения, учитывающих специфику психофизических нарушений учащихся. Учебный процесс (УП) в спец. группах (классах) учреждений дошкольного (общего среднего) образования орг-ся на основании уч. планов, уч.программ соответствующего вида специального дошкольного учреждения(специальной общеобраз-й или вспомог-ной школы), а также с учетом требований к его организации в спец. дошк. учр-х (спец. общ. или вспом. школах). УП в группах интегр. об. и восп. учреждений дошк. обр. орг-ся на основании уч. плана группы инт-го об. и восп., кот. сост-ся на каждый уч. год в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения уч. планов спец. обр., уч. программами соответствующего вида спец. дошк. уч-я. Уч. процесс в классах интегр. об. и восп. орг-ся на основании уч. плана класса интегр. об. и восп., который сост-ся на каждый уч. год в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения учебных планов спец. обр-я, уч. программами соотв-го вида спец. общеобраз-ой школы и (или) общеобраз-го учр-я, а для уч-ся с интел. недостаточностью – с уч.программами вспомогательной школы. Образ-й процесс в группе интегр. об. и восп. имеет корр-ю направленность и орг-ся в соответствии с требованиями к организации образ-го процесса при реализации образ-х программ спец. обр-я (ст.268 КО). В группах инт-го об. и восп. при организации обр-го процесса для детей с ОПФР используется уч. план группы интегр. об. и восп. на текущий уч. год, кот. разрабатывается УО, утверждается руководителем УО и согласовывается с гос-м центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Уч. планы группы интегр. об. и восп. сост-ся на основе Типового уч. плана дошк. обр-я и уч. планов спец. обр-я на уровне дошк. обр-я. На проведение корр-х занятий на 1 воспитанника с интел. н., н. ф. оп.-двиг. ап. (со значительным и резко выраженным н. передвижения или их отсутствием), на одного неслыш., незр. выделяется 3,5 часа в уч. неделю; на одного слабовид., слабосл. восп., восп. с тяж. нар. речи, нар. псих. развития (ТО) – 2,5 часа в неделю. Указанное кол-во часов в неделю реал-ся уч.-деф. для проведения тех занятий по образ-м

областям и корр-х занятий, которые определены для него в уч. планах спец. дошк. учр-й и, соответственно, должны определяться в уч. плане группы интегр. об. и восп.. Остальные занятия проводятся воспитателем в составе общей группы (подгруппы). Уч.-деф. самостоятельно определяет напр-е корр-х занятий, в рамках которых будет проводиться данная работа. Обязательным требованием явл-ся разработка уч. плана группы интегр. об. и восп., в процессе кот. необходимо осуществить совмещение образ-х областей и программных требований уч. программы дошк. обр-я и уч. пр. спец. обр. на уровне дошк. обр-я. Уч. план группы инт. об. и восп. включает табличную часть и «Пояснительную записку». В табл-й части указ-ся: образ-е области и направления корр. занятий; кол-во уч. часов в неделю для восп-в, обуч-ся по каждому из уч-х планов. В «Пояснительной записке» указ-ся: кол-во восп-в, кот. обуч-ся по уч. плану дошк. обр. и уч. плану (уч. планам) спец. дошк. учр-я; кол-во уч. часов в неделю (общее и на одного восп-ка), кот. проводятся уч.-деф., и их распределение на занятия по конкретным образов-м областям и напр-ям корр. занятий. Продол-ть занятий (уч. часов) зависит от возраста восп-в и индив. особенностей (Совета Министров №525 от 07 августа 2019 года «Об утверждении специфических санитарно-эпидем-х требований»): первая младшая группа (от 2 до 3 лет) – 10 минут; вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 - 20 минут; средняя группа (с 4 до 5 лет) – 20 - 25 минут; старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25 - 30 минут; от 6 до 7(8) лет) – 30 - 35 минут. В начале и конце недели должны предусматриваться облегчённые по содержанию и умственной нагрузке занятия.

Коррекционное занятие проводится как правило после уроков в форме индивидуальных или групповых занятий;

В структурах интегрированного типа с детьми с ОПФР организуется совместная с нормотипичными сверстниками учебная деятельность.

На проведение коррекционно-пед.-х занятий на 1 ребенка в зависимости от структуры и степени тяжести физ-го и (или) псих-го нарушения выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: