Рис. 9.11.
В разных областях
неравноконтраст-
ного пространства
XYZ МКО одина-
ковые по восприни-
маемому различию
цвета находятся на
далеко неодинако-
вых расстояниях
друг от друга.
6 Оценка цветового различия таким расстоянием в неравноконтрастных простран-
ствах (RGB МКО и XYZ МКО) не имеет смысла. При той же для наблюдателя степени
различия между какими-либо, например, двумя зелеными и двумя красными цветами вы-
численные подобным образом расстояния в этих парах окажутся весьма неодинаковыми.
7 Из-за ограниченной дискретности восьмиразрядных двоичных сигналов, представ-
ляющих цветовые значения в современных компьютерных системах, подобные глубоко
нелинейные преобразования чреваты потерями информации.
Подобные цветовые коррекции могут понадобиться, когда на каком-
то этапе выясняется, что представленное в метрике Lab колориметриче-
ское тождество оригинала и репродукции не дает достоверной передачи.
Например, чувствительность пигментов некоторых цветных фотопленок,
|
|
предназначенных для изготовления проецируемых слайдов, смещена в си-
нюю область. При рассматривании в дневном свете такие слайды имеют
выраженный синий оттенок, но он компенсируется красно-желтым све-
том лампы накаливания проектора, при котором слайды, выполненные на
таких пленках, и предполагалось наблюдать в затемненном помещении.
Когда же такой слайд используется в качестве репродуцируемого ориги-
нала, его колориметрически точная передача на мониторе или печатной
подложке не избавляет от синего оттенка.
Надо отметить и то, что пространство Lab не оказалось идеально
равноконтрастным. Однако, несмотря на многие последующие предложе-
ния, МКО отказалось заменять утвержденные в 1976 году преобразования
(9.14). В качестве компромисса она приняла ряд других формул вычисле-
ния цветового различия ΔE в том же пространстве. Эти формулы вклю-
чают поправки и коэффициенты, компенсирующие его неоднородность и
учитывающие некоторые другие факторы [9.6; 9.7].
9.4. Высшая колориметрия
Развитая колориметрия пытается интерпретировать цвет с учетом
факторов психофизического и психологического порядка и предполагает
дополнительные подстройки цветовых значений по не утвержденным
МКО моделям [9.8]. Подобные факторы действуют на упомянутых выше
более высоких уровнях интерпретации цвета наблюдателем. Здесь ис-
пользуют модели восприятия цвета, учитывающие, прежде всего, усло-
вия наблюдения. По Л. 7.4 их делят по трем принципиально различным
категориям, первая из которых связана с исходной сценой или объектом
|
|
(original-scene environments). Ко второму типу относят условия, в которых
наблюдается изображение на подложке или экране, предназначенное для
ввода в репродукционную систему (input-image environments), а к третье-
му — условия, в которых предполагается рассматривать копию, произве-
денную этой системой (output-image environments).
Цвет детали с угловым размером 20 оценивают, как поясняет рис.
9.12, с учетом цветности и интенсивности непосредственно примыкаю-
щего к ней поля (proximal field), фона или того, на чем находится изобра-
жение (background) с угловым размером 100, а также окружения (surround)
как, например, цвета стен в помещении.
По яркости окружение делят на три категории: темное (кинотеатр),
тусклое (ТВ) и среднее.
Наряду с указанным выше соотношением размеров условия наблю-
дения различают еще и по способу рассматривания. Объект может вос-
приниматься:
8 Приходить на дневной театральный спектакль в солнечную погоду рекомендуется,
например, за полчаса до его начала, чтобы адекватно воспринять цветовую гамму художе-
ственного оформления декораций и костюмов.
— как самосветящийся, например, флуоресцирующий;
— как освещенный извне (цвет источника ему приписывается или
игнорируется);
— апертурно, когда зрение концентрируется (фокусируется) только
на самом объекте, например, на диапроекции слайда в темном помеще-
нии;
— когда цвет объекта зависит не столько от его поверхности, сколько
от объема (прозрачные объекты, например, пиво).
К психофизическим факторам, влияющим на восприятие цвета, от-
носят зависящие, в основном, от условий наблюдения различные виды
зрительной адаптации (общей яркостной, пограничной, хроматической).
К психологическим факторам — эффекты осознавательного (когнитивно-
го) характера, связанные с обработкой визуальных раздражений мозгом,
в результате которой формируется конечное зрительное впечатление (об-
раз). В репродукционной технике действие подобных факторов учитыва-
ют путем соответствующей коррекции цветовых значений.
Зрение способно регистрировать малые различия градаций яркости
при уровнях освещенности, отличающихся на 9–10 порядков, но только
после длительного привыкания к смене такого уровня.8 Вопросы учета
уровня т. н. опорной яркости и неполноты яркостной адаптации уже об-
суждались выше в свете проблем равноконтрастного представления цве-
товых значений и дилеммы оптимального выбора формы градационной
кривой при сжатии яркостного диапазона.
Явление граничной адаптации обусловлено не временн ы м, а одно-
временным контрастом — взаимным влиянием расположенных рядом
полей на цвет друг друга. На физиологическом уровне этот интуитивно
учитываемый художниками и иллюстрируемый во многих изданиях по
цветоведению эффект объясняют индуцируемыми возбуждениями сосед-
них зон сетчатки.