Высшая колориметрия

Рис. 9.11.

В разных областях

неравноконтраст-

ного пространства

XYZ МКО одина-

ковые по восприни-

маемому различию

цвета находятся на

далеко неодинако-

вых расстояниях

друг от друга.

 

6 Оценка цветового различия таким расстоянием в неравноконтрастных простран-

ствах (RGB МКО и XYZ МКО) не имеет смысла. При той же для наблюдателя степени

различия между какими-либо, например, двумя зелеными и двумя красными цветами вы-

численные подобным образом расстояния в этих парах окажутся весьма неодинаковыми.

7 Из-за ограниченной дискретности восьмиразрядных двоичных сигналов, представ-

ляющих цветовые значения в современных компьютерных системах, подобные глубоко

нелинейные преобразования чреваты потерями информации.

 

Подобные цветовые коррекции могут понадобиться, когда на каком-

то этапе выясняется, что представленное в метрике Lab колориметриче-

ское тождество оригинала и репродукции не дает достоверной передачи.

Например, чувствительность пигментов некоторых цветных фотопленок,

предназначенных для изготовления проецируемых слайдов, смещена в си-

нюю область. При рассматривании в дневном свете такие слайды имеют

выраженный синий оттенок, но он компенсируется красно-желтым све-

том лампы накаливания проектора, при котором слайды, выполненные на

таких пленках, и предполагалось наблюдать в затемненном помещении.

Когда же такой слайд используется в качестве репродуцируемого ориги-

нала, его колориметрически точная передача на мониторе или печатной

подложке не избавляет от синего оттенка.

Надо отметить и то, что пространство Lab не оказалось идеально

равноконтрастным. Однако, несмотря на многие последующие предложе-

ния, МКО отказалось заменять утвержденные в 1976 году преобразования

(9.14). В качестве компромисса она приняла ряд других формул вычисле-

ния цветового различия ΔE в том же пространстве. Эти формулы вклю-

чают поправки и коэффициенты, компенсирующие его неоднородность и

учитывающие некоторые другие факторы [9.6; 9.7].

9.4. Высшая колориметрия

Развитая колориметрия пытается интерпретировать цвет с учетом

факторов психофизического и психологического порядка и предполагает

дополнительные подстройки цветовых значений по не утвержденным

МКО моделям [9.8]. Подобные факторы действуют на упомянутых выше

более высоких уровнях интерпретации цвета наблюдателем. Здесь ис-

пользуют модели восприятия цвета, учитывающие, прежде всего, усло-

вия наблюдения. По Л. 7.4 их делят по трем принципиально различным

категориям, первая из которых связана с исходной сценой или объектом

(original-scene environments). Ко второму типу относят условия, в которых

наблюдается изображение на подложке или экране, предназначенное для

ввода в репродукционную систему (input-image environments), а к третье-

му — условия, в которых предполагается рассматривать копию, произве-

денную этой системой (output-image environments).

Цвет детали с угловым размером 20 оценивают, как поясняет рис.

9.12, с учетом цветности и интенсивности непосредственно примыкаю-

щего к ней поля (proximal field), фона или того, на чем находится изобра-

жение (background) с угловым размером 100, а также окружения (surround)

как, например, цвета стен в помещении.

По яркости окружение делят на три категории: темное (кинотеатр),

тусклое (ТВ) и среднее.

Наряду с указанным выше соотношением размеров условия наблю-

дения различают еще и по способу рассматривания. Объект может вос-

приниматься:

8 Приходить на дневной театральный спектакль в солнечную погоду рекомендуется,

например, за полчаса до его начала, чтобы адекватно воспринять цветовую гамму художе-

ственного оформления декораций и костюмов.

— как самосветящийся, например, флуоресцирующий;

— как освещенный извне (цвет источника ему приписывается или

игнорируется);

— апертурно, когда зрение концентрируется (фокусируется) только

на самом объекте, например, на диапроекции слайда в темном помеще-

нии;

— когда цвет объекта зависит не столько от его поверхности, сколько

от объема (прозрачные объекты, например, пиво).

К психофизическим факторам, влияющим на восприятие цвета, от-

носят зависящие, в основном, от условий наблюдения различные виды

зрительной адаптации (общей яркостной, пограничной, хроматической).

К психологическим факторам — эффекты осознавательного (когнитивно-

го) характера, связанные с обработкой визуальных раздражений мозгом,

в результате которой формируется конечное зрительное впечатление (об-

раз). В репродукционной технике действие подобных факторов учитыва-

ют путем соответствующей коррекции цветовых значений.

Зрение способно регистрировать малые различия градаций яркости

при уровнях освещенности, отличающихся на 9–10 порядков, но только

после длительного привыкания к смене такого уровня.8 Вопросы учета

уровня т. н. опорной яркости и неполноты яркостной адаптации уже об-

суждались выше в свете проблем равноконтрастного представления цве-

товых значений и дилеммы оптимального выбора формы градационной

кривой при сжатии яркостного диапазона.

Явление граничной адаптации обусловлено не временн ы м, а одно-

временным контрастом — взаимным влиянием расположенных рядом

полей на цвет друг друга. На физиологическом уровне этот интуитивно

учитываемый художниками и иллюстрируемый во многих изданиях по

цветоведению эффект объясняют индуцируемыми возбуждениями сосед-

них зон сетчатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: