Применениеметода введения новой переменнойпри решении неравенств

Рассмотрим подробное решение показательного  неравенства, которое при замене переменной  приводится к квадратному уравнению.

  Решить неравенство: .

Решение.

Используем метод введения новой переменной.

Пусть .

У нас получилось квадратное неравенство, которое решается методом интервалов. Для начала найдём корни, т.е. от неравенства перейдём к уравнению:  и решив его, получили корни: . Отмечаем их на числовой прямой:

   +       -         +         


       -2             3

Надо проверить знак неравенства в каждом интервале, т.к. неравенство непрерывное, то достаточно проверить знак в одном из интервалов, например:

(-2;3): возьмём из этого интервала число ноль и подставим в неравенство:

, значит знак «-» ставим в этом интервале. В двух других ставим «+», так как знаки чередуются.

Выбираем интервалы со знаком «+», так как знак неравенства «>»,

 у нас получилось .

Сделаем обратную замену:

1)Неравенство –решений не имеет, т.к. корень не удовлетворяет нашему условию ;

2) ,

т.к. 3>1⇒ .

Ответ:

Пример 2: Решить неравенство: 16х – 17 4х <-16

Решение.

Запишем неравенство в стандартном виде:

16х – 17 4х + 16 < 0

Сделаем замену:

Пусть 4х = t, где t>0, тогда 16х =(42 )x =(4x)2 =t2  и неравенство примет вид:

t2 - 17t + 16 < 0

От неравенства перейдём к уравнению: t2 - 17t + 16 = 0 и решим его.

Данное квадратное уравнение решим по теореме Виета получим:

Подбираем числа, это:

t1=1, t2=16

Отмечаем их на числовой прямой:

 

 

   +       -         +         


       1               16

 

Надо проверить знак неравенства в каждом интервале, т.к. неравенство непрерывное, то достаточно проверить знак в одном из интервалов, например:

(;1): возьмём из этого интервала число ноль и подставим в неравенство:

, значит знак «+» ставим в этом интервале. В двух других знаки чередуются.

Выбираем интервалы со знаком «-», так как знак неравенства «<»,

 у нас получилось   или   

Сделаем обратную замену:

1)Неравенство

, т.к.4>1, значит x>0

2) ,

т.к. 4>1⇒ .

Ответ:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: