Рассмотрим подробное решение показательного неравенства, которое при замене переменной приводится к квадратному уравнению.
Решить неравенство: .
Решение.
Используем метод введения новой переменной.
Пусть ⇒ .
У нас получилось квадратное неравенство, которое решается методом интервалов. Для начала найдём корни, т.е. от неравенства перейдём к уравнению: и решив его, получили корни: . Отмечаем их на числовой прямой:
+ - +
-2 3
Надо проверить знак неравенства в каждом интервале, т.к. неравенство непрерывное, то достаточно проверить знак в одном из интервалов, например:
(-2;3): возьмём из этого интервала число ноль и подставим в неравенство:
, значит знак «-» ставим в этом интервале. В двух других ставим «+», так как знаки чередуются.
Выбираем интервалы со знаком «+», так как знак неравенства «>»,
у нас получилось .
Сделаем обратную замену:
1)Неравенство –решений не имеет, т.к. корень не удовлетворяет нашему условию ;
|
|
2) ,
т.к. 3>1⇒ .
Ответ:
Пример 2: Решить неравенство: 16х – 17 4х <-16
Решение.
Запишем неравенство в стандартном виде:
16х – 17 4х + 16 < 0
Сделаем замену:
Пусть 4х = t, где t>0, тогда 16х =(42 )x =(4x)2 =t2 и неравенство примет вид:
t2 - 17t + 16 < 0
От неравенства перейдём к уравнению: t2 - 17t + 16 = 0 и решим его.
Данное квадратное уравнение решим по теореме Виета получим:
Подбираем числа, это:
t1=1, t2=16
Отмечаем их на числовой прямой:
+ - +
1 16
Надо проверить знак неравенства в каждом интервале, т.к. неравенство непрерывное, то достаточно проверить знак в одном из интервалов, например:
(;1): возьмём из этого интервала число ноль и подставим в неравенство:
, значит знак «+» ставим в этом интервале. В двух других знаки чередуются.
Выбираем интервалы со знаком «-», так как знак неравенства «<»,
у нас получилось или
Сделаем обратную замену:
1)Неравенство
, т.к.4>1, значит x>0
2) ,
т.к. 4>1⇒ .
Ответ: