Цены классифицируют по различным критериям: сферам товарного обслуживания, способу отражения транспортных расходов, формам продаж, стадиям продажи, степени регулирования, степени устойчивости во времени.
1. По сферам товарного обслуживания выделяют:
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную).
- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
- цены и тарифы услуг. Тарифы могут относиться к сфере оптовой (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) торговли.
2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:
- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
3. По формам продаж выделяют:
- контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от места поставки;
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:
- с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями);
- вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
- с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер).
Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров, которые проводятся один или несколько раз в год. Цены аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения спроса и предложения.
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного, постоянно действующего (в отличии от аукционов) рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.
4. По стадиям продажи выделяют:
- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения — единственный источник информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.
5. По способу получения информации об уровне цены различают:
- публикуемые цены;
- расчетные цены.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Номинальные — цены, которые не связаны с реальными коммерческими сделками и которые применяются в качестве базы при заключении сделок. Номинальную цену часто называют базовой или базисной. Такая цена, как правило, завышена по сравнению с ценами реальных сделок.
Цены, отражающие прошлые сделки (реальные), совершенные за истекший период (месяц, неделю). Такие цены регулярно не публикуются, но появляются в печати эпизодически.
Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, т.е. справочниках фирм — продавцов. В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается определение цен при заключении сделок.
Второй основной вид цен, выделяемых по способу получения информации — расчетные цены, которые применяются в договорах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам.
6. С учетом фактора времени различают:
- постоянные цены;
- сезонные цены;
- ступенчатые цены.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонные цены – цены, срок действия которых определен периодом времени.
Ступенчатые цены – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
7. По степени устойчивости во времени выделяют:
- твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления;
- цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).
8. По степени регулирования выделяют:
- жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;
- регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;
- свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.
9. Другими видами цен являются:
- внутрифирменные (трансфертные) цены.
- мировые цены.
Внутрифирменные (трансфертные) цены – цены, применяемые при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.
Мировые цены —
это цены, складывающиеся на международных рынках. В них не учитываются внутренние издержки на производство товара. По мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках.
10. Цены, используемые в маркетинге.
Цены, используемые в маркетинге, в отличие от вышерассмотренных, не имеют документарной формы. Вместе с тем и в этой области деятельности сложилась своя, достаточно устойчивая терминология, понятная каждому маркетологу.






