Неотложная помощь. Гипергликемическая кома. Гипогликемическая кома. Сестринский уход при сахарном диабете

Неотложная помощь.

Гипергликемическая кома

(диабетическая, кетоацидотическая)

Первая помощь:

на догоспитальном этапе:

вызвать СП, уложить, согреть,

определить уровень глюкозы в крови.

Если пациент в сознании!! - дать пить щелочную минеральную воду.

Инфузионная терапия начинается с введения физиологического раствора.

Введение короткого инсулина(актрапид)ТОЛЬКО по назначению врача в/в, п/к

Первая доза 0,1 ед./кг массы тела.

Госпитализация в стационар!

 

Гипогликемическая кома                  

Первая помощь:

усадить или уложить пациента,

определить уровень гликемии.

Если пациент в сознании!! – дать пить сладкое

на выбор на 1-2ХЕ: 100-200 мл сока, морса; лимонада, чай с 3-4 кусочками сахара; 1,5 ст.л. варенья или меда

Затем покормить пищей, содержащей сложные углеводы на 1-2 ХЕ: 1-2 столовые ложки

каши, картофельного пюре, хлеба 1-2 кусочка

Если сознание утрачено - внутривенно 20-40% раствор глюкозы 10 - 20 мл, или Глюкаген п/к или в/м 0,5-1 мг   

 

Сестринский уход при сахарном диабете.

Информировать родителей и пациента о возможных причинах возникновения заболевания, его проявлениях, мерах профилактики, основных принципах лечения, возможных осложнениях.

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

Нарушение питания из-за нарушения процессов метаболизма;

Ограничения в диете;

Изменение аппетита;

Дискомфорт, связанный с необходимостью постоянной инсулинотерапии;

Дефицит жидкости вследствие полиурии;

Беспокойство по поводу внешнего вида;

Длительная разлука с близкими и сверстниками, тяжелая реакция на госпитализацию;

Снижение познавательной активности;

Психоэмоциональная неуравновешенность;

Социальная дезадаптация;

Высокий риск инвалидизации;

Затруднения при выборе профессии;

Высокий риск осложнений.

Возможные проблемы родителей:

Дефицит знаний о заболевании и уходе;

Страх за ребенка;

Чувство вины перед ребенком;

Изменение стереотипа семьи;

Неадекватная оценка состояния ребенка;

Необходимость обеспечения ребенка лечебным питанием;

Ситуационный кризис в семье;

Изменение внутрисемейных отношений;

Материальные трудности.

Сестринские вмешательства:

1. Убедить родителей и ребенка, если позволяет его возраст и состояние, в необходимости госпитализации ребенка в эндокринологическое отделение для получения квалифицированной медицинской помощи.

2. Оказать помощь в организации госпитализации.

3. Обеспечить пациенту постельный режим (в острый период или в период обострения заболевания) и психоэмоциональный покой, оберегать его от лишних волнений.

4. Проводить мониторинг жизненно важных функций: пульса, АД, следить за состоянием кожи и слизистых, характера физиологических отправлений, уровнем гликемии и глюкозурии, кетоновых тел в моче и др.

5. Взаимодействовать в бригаде со специалистами, вовлекать в процесс ухода родителей и ребенка (если позволяет возраст и состояние). Строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Оказывать помощь при неотложных состояниях.

6. Создать комфортные условия содержания ребенка в палате.

7. Обеспечить ребенку адекватное питание. Ознакомить родителей и ребенка школьного возраста с основными принципами диетотерапии, подбору продуктов (диета №9). Обязательным условием является исключение из пищи кристаллического сахара и продуктов, содержащих большое количество легкоусвояемых углеводов (конфеты, сладкие фрукты и прочие). Познакомить с таблицей хлебных единиц.

8. Объяснить родителям и ребенку правила и способы введения инсулина, обучить технике его введения.

9. Научить родителей и детей старшего возраста делать экспресс анализ глюкозы в крови и моче, оценивать полученные данные. Формировать у ребенка понимание необходимости активно включаться в процесс самоконтроля болезни.

10. Научить оценивать состояние ребенка, своевременно распознавать симптомы декомпенсации сахарного диабета и принимать срочные меры для предупреждения осложнений.

11. Организовать познавательную деятельность ребенка, интересный досуг (чтение книг, спокойные занимательные игры, рисование и пр.). 

12. Оказывать психологическую поддержку пациенту и его родственникам.

13.Оказать помощь родителям по организации режима максимально

соответствующему привычному укладу семьи с включением всех лечебных

мероприятий (диетотерапия, подсчет калорийности пищи, дозы и время поведения

инъекции инсулина, ведения дневника самоконтроля; научиться жить с диабетом).

14. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком

врачами – эндокринологом, офтальмологом, нефрологом, стоматологом, неврологом,

психологом для контроля состояния, коррекции терапии.

   

  Контрольные вопросы (к практическому занятию).

1. Перечислите специфические осложнения сахарного диабета 1 типа.

2. Перечислите неспецифические осложнения сахарного диабета 1 типа.

3. Назвать причины гипергликемической комы.

3. Назвать причины гипогликемической комы.

4. Какие клинические проявления гипергликемической комы?

4. Какие клинические проявления гипогликемической комы?

5. Доврачебная помощь при гипергликемической коме.

6. Доврачебная помощь при гипогликемической коме.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: