Всего | |||||||||||||||||||
Наскапи | |||||||||||||||||||
Монтанье | |||||||||||||||||||
Ирокезы | |||||||||||||||||||
Шауни | |||||||||||||||||||
Оджибве | |||||||||||||||||||
Кри | |||||||||||||||||||
Маккензи | |||||||||||||||||||
Томпсон | |||||||||||||||||||
Неперсе | |||||||||||||||||||
Сарси | |||||||||||||||||||
Ассинибойн | |||||||||||||||||||
Кроу | |||||||||||||||||||
Черноногие | |||||||||||||||||||
Гровантры | |||||||||||||||||||
Баннок | |||||||||||||||||||
Тетон | |||||||||||||||||||
Мандан | |||||||||||||||||||
Чейенны | |||||||||||||||||||
Арапахо | |||||||||||||||||||
Шошоны | |||||||||||||||||||
Юты | |||||||||||||||||||
Команчи | |||||||||||||||||||
Апачи | |||||||||||||||||||
Хопи | |||||||||||||||||||
Зуньи | |||||||||||||||||||
Форт Левенуорт |
Что касается мужских причесок, то для сравнения можно взять 3 черты: передний локон, удлиненные косы и раскраска волос. Свисающее сзади украшение из расшитых иглами, а позднее бисером, полосок сыромятной кожи, распространенное у Ассинибойнов, Гровантров, Дакотов и оседлых индейцев, Черноногими заимствовано не было. Если принять рисунки Бодмера и Кэтлина за достоверные, то передний локон встречался у следующих племен: Ассинибойнов, Янктон, Хидатса, Манданов, Арикара, Кутене, Неперсе и Кайова, т.е. охватывал большую территорию. Наращивание волос при помощи прядей, приклеенных смолой, упроминается у Манданов, Арикара, Хидатса, Гровантров, Ассинибойнов, Дакотов, Арапахо, Кайова, Команчей, Чейенов и Неперсе.[50] Однако вполне вероятно, что некоторые из этих наблюдателей спутали съемную прическу, которая использовалась Черноногими и 1 образец которой имеется в коллекции по Неперсе. Раскрашивание волос было обычным делом у оседлых индейцев; Генри отмечает, что «они каждое утро заново мажут их краской».[51] Хотя сведений по этому вопросу мало, можно сказать, что нежелание Черноногих красить волосы отличает их от тех племен, с которыми вообще у них много общего. Кри использовали краску время от времени, а Ассинибойны регулярно.[52]
Нечто похожее на узел, который носили мужчины Черноногих, использовали Кри и Ассинибойны, хотя, судя по описаниям, напрашиваются параллели между последними и прическами вост. Эскимосов.[53]
В заключении нужно отметить, что область Массури и Саскачевана можно охарактеризовать способом ношения волос мужчинами: им позволялось расти естественным путем, а порой их даже наращивали; напротив, у Куапо, Отто, Оседжей, Пауни, Кикапу, Саук и Фоксов и многих вост. племен волосы с обеих сторон коротко подстригали или вообще сбривали, оставляя на макушке гребни или хохолки.[54] Несколько Тетонов сообщили автору, что, по рассказам стариков, одно время такая прическа существовала и у них, однако, подтверждений этому мы не нашли. Т.о. можно сказать, что пристрастие к длинным толстым косам было особенно заметно у племен зоны Миссури и Саскачевана и, хотя Черноногие испытывали его в гораздо меньшей степени, тем не менее это можно считать чертой их культуры.
Повсеместно в данной области женщины носили волосы заплетенные в 2 косы с пробором от лба до шеи. Правда, во времена Генри женщины Кри носили за каждым ухом по большому пучку волос.[55]
Что касается недавнего появления у Черноногих набедренной повязки, то в этом Генри, наверное, прав. После прочтения книги Хармона создается впечатление, что в его время Носильщики, если и использовали ее, то очень редко.[56] В этих районах мужчины носили, в отличие от рассматриваемых нами, длинные рубахи и ноговицы, в результате чего потребность в набедренной повязке отпадала. Считается, что Кроу заимствовали ее совсем недавно, и хотя во времена Максимилиана, Манданы носили ее, первый кто их увидел – Ля Варендри отметил полное ее отсутствие.[57] Кри[58] использовали ту же форму, что и Черноногие; по-видимому, по крайней мере с начала исторического периода она получила повсеместное распространение в данном регионе. Правда существует мнение, что набедренная повязка была введена в обиход торговцами.
Поскольку плащи представляли собой просто бизоньи шкуры, форма их была стандартной. Отделка у каждого племени отличалась, однако полоса с 3 и более розетками в данном районе встречалась повсеместно. Во времена Максимилиана, оседлые индейцы переходили к широким полосам, наподобие Черноногских, хотя до этого использовали узкие. Осмотренные нами коллекции показывают, что очень широкие ленты в последние годы в своем распространении не выходили за пределы территории Черноногих и их ближайших соседей.(с.153)
7 ОРУЖИЕ И ВОЕННОЕ ДЕЛО
Генри, который долгое время торговал со многими племенами к вост. от Черноногих, неоднократно указывал, что война была главным занятием Черноногих. В 1 месте его дневника мы встречаем следующее: «Война, очевидно, является единственной отрадой для Пиеганов; все их разговоры крутятся вокруг этой темы; не успеет 1 военный отряд вернуться, как уже 2-й отправляется в путь. Лошади – основная причина их грабительских набегов на зап. врагов. В прошлом Флатхеды и др. племена были легкой добычей, и их либо убивали, либо сгоняли со своих мест как баранов; однако в последние годы они обзавелись огнестрельным оружием и стали сильным противником. Тяжелое поражение, которое потерпели Пиеганы прошлым летом, не охладило их пыл к подобным предприятиям. Они всегда нападают первыми; не было случая, чтобы инициаторами выступили туземцы с зап. стороны гор. Кроу – это единственный народ, который иногда снаряжает экспедиции на сев. за рабами. Снейки – нищее, беззащитное племя, они никогда не покажутся за пределами своих земель. Пиеганы обзывают их старухами, которых можно убивать камнями и палками. Они очень любят рассказывать о своих приключениях на войне и так красочно расписывают каждую подробность набега, что создается впечатление, что они заново переживают битву. Пиегану доставляет такое же удовольствие предаваться воспоминаниям о ходе экспедиции, какое Сольто испытывает, рассказывая о большой пьянке – сколько ночей подряд они пили и сколько бочонков спирта уничтожили.»[59]
В других местах своего журнала Генри выражает то же мнение о Бладах и др. группах Черноногих; одним словом, то, что приписывает Пиеганам, на его взгляд, свойственно отнюдь не им одним. Хотя Генри всегда сурово критиковал индейцев, его сравнения дают понять, что он отметил в данном отношении разительный контраст между Черноногими с 1 стороны и Кри и Оджибве – с другой. Это говорит о том, что отношение Черноногих к войне не многим отличалось от отношения их Юж. соседей.
Нам не удалось собрать сведения о характере ведения войны до появления лошадей и огнестрельного оружия. Кождое из этих нововведений произвело большие изменения, поскольку наиболее вероятно, что Черноногие переняли опыт тех, кто ввел в обиход эти предметы. Еще лет 30 назад огнестрельное оружие, которое продавалось этим индейцам, использовалось без должной эффективности, и их обращение с ним вызывало у ранних наблюдателей только презрение. Некоторые из этих самых наблюдателей отмечают использование лишнего шомпола для ружей, заряжавшихся с дула, однако, по свидетельству наших информаторов, на него только опирались при стрельбе.(с.154)
Как и везде, кража лошадей была практически синонимом войны, и набеги делались Черноногими почти на всех их соседей без исключения, если только между ними не было заключено перемирие. Имели место даже такие случаи, когда воины 1 группы совершали набег за лошадьми другой, однако это осуждалось практически всеми членами групп. Однако рассмотрение способов проведения таких набегов не входит в задачи настоящего исследования. Когда снаряжалась грабительская экспедиция, считалось, что, если лошади угнаны, а их хозяева бежали без потерь с какой бы то ни было стороны, набег прошел успешно, т.к. убийство врага не являлось обязательным. Правда иногда снаряжались экспедиции с целью захвата скальпов и отмщения, и отношение к ним было неодинаково.
Когда разгоралась битва, Черноногие, как и др. племена, прятались по бокам лошадей. Атака велась компактной группой, которая рассыпалась в разные стороны перед станом неприятеля, дабы уберечь себя от огня.
Что касается укреплений, то ничего такого не возводилось, если не считать импровизированных, которых иногда требовали обстоятельства. Когда отряд оказывался в тисках превосходящих сил неприятеля, он укрывался в естественных или наспех вырытых ямах. Если это удавалось и отряд не испытывал нехватки боеприпасов, атаки врагов без труда отбивались. Для защиты от ночных набегов, военные отряды использовали «военные хижины» (war lodges). При их постройке тяжелые бревна устанавливались в виде конуса, а вход защищался крытым и извилистым пролетом. Такое строение не только уберегало от огня, но и упрощало защиту от ночного набега. Иногда возводилась прямоугольной формы постройка, стены которой сходились на вершине в 1 точку. Все эти типы тж использовались др. племенами. Они стояли на военных тропах и ремонтировались из года в год.
Скальпирование было распространено, однако большую ценность имели «счет подвига» и захват оружия. По нашим данным, Черноногие сохраняли скальпы гораздо реже, чем многие другие племена; чаще их выбрасывали по окончании женской пляски.