Таблица распространения мокасин (с. 151)

 

                                      Всего
Наскапи                                      
Монтанье                                      
Ирокезы                                      
Шауни                                      
Оджибве                                      
Кри                                      
Маккензи                                      
Томпсон                                      
Неперсе                                      
Сарси                                      
Ассинибойн                                      
Кроу                                      
Черноногие                                      
Гровантры                                      
Баннок                                      
Тетон                                      
Мандан                                      
Чейенны                                      
Арапахо                                      
Шошоны                                      
Юты                                      
Команчи                                      
Апачи                                      
Хопи                                      
Зуньи                                      
Форт Левенуорт                                      

 

Что касается мужских причесок, то для сравнения можно взять 3 черты: передний локон, удлиненные косы и раскраска волос. Свисающее сзади украшение из расшитых иглами, а позднее бисером, полосок сыромятной кожи, распространенное у Ассинибойнов, Гровантров, Дакотов и оседлых индейцев, Черноногими заимствовано не было. Если принять рисунки Бодмера и Кэтлина за достоверные, то передний локон встречался у следующих племен: Ассинибойнов, Янктон, Хидатса, Манданов, Арикара, Кутене, Неперсе и Кайова, т.е. охватывал большую территорию. Наращивание волос при помощи прядей, приклеенных смолой, упроминается у Манданов, Арикара, Хидатса, Гровантров, Ассинибойнов, Дакотов, Арапахо, Кайова, Команчей, Чейенов и Неперсе.[50] Однако вполне вероятно, что некоторые из этих наблюдателей спутали съемную прическу, которая использовалась Черноногими и 1 образец которой имеется в коллекции по Неперсе. Раскрашивание волос было обычным делом у оседлых индейцев; Генри отмечает, что «они каждое утро заново мажут их краской».[51] Хотя сведений по этому вопросу мало, можно сказать, что нежелание Черноногих красить волосы отличает их от тех племен, с которыми вообще у них много общего. Кри использовали краску время от времени, а Ассинибойны регулярно.[52]

 

Нечто похожее на узел, который носили мужчины Черноногих, использовали Кри и Ассинибойны, хотя, судя по описаниям, напрашиваются параллели между последними и прическами вост. Эскимосов.[53]

В заключении нужно отметить, что область Массури и Саскачевана можно охарактеризовать способом ношения волос мужчинами: им позволялось расти естественным путем, а порой их даже наращивали; напротив, у Куапо, Отто, Оседжей, Пауни, Кикапу, Саук и Фоксов и многих вост. племен волосы с обеих сторон коротко подстригали или вообще сбривали, оставляя на макушке гребни или хохолки.[54] Несколько Тетонов сообщили автору, что, по рассказам стариков, одно время такая прическа существовала и у них, однако, подтверждений этому мы не нашли. Т.о. можно сказать, что пристрастие к длинным толстым косам было особенно заметно у племен зоны Миссури и Саскачевана и, хотя Черноногие испытывали его в гораздо меньшей степени, тем не менее это можно считать чертой их культуры.

 

Повсеместно в данной области женщины носили волосы заплетенные в 2 косы с пробором от лба до шеи. Правда, во времена Генри женщины Кри носили за каждым ухом по большому пучку волос.[55]

 

Что касается недавнего появления у Черноногих набедренной повязки, то в этом Генри, наверное, прав. После прочтения книги Хармона создается впечатление, что в его время Носильщики, если и использовали ее, то очень редко.[56]       В этих районах мужчины носили, в отличие от рассматриваемых нами, длинные рубахи и ноговицы, в результате чего потребность в набедренной повязке отпадала. Считается, что Кроу заимствовали ее совсем недавно, и хотя во времена Максимилиана, Манданы носили ее, первый кто их увидел – Ля Варендри отметил полное ее отсутствие.[57] Кри[58] использовали ту же форму, что и Черноногие; по-видимому, по крайней мере с начала исторического периода она получила повсеместное распространение в данном регионе. Правда существует мнение, что набедренная повязка была введена в обиход торговцами.

 

Поскольку плащи представляли собой просто бизоньи шкуры, форма их была стандартной. Отделка у каждого племени отличалась, однако полоса с 3 и более розетками в данном районе встречалась повсеместно. Во времена Максимилиана, оседлые индейцы переходили к широким полосам, наподобие Черноногских, хотя до этого использовали узкие. Осмотренные нами коллекции показывают, что  очень широкие ленты в последние годы в своем распространении не выходили за пределы территории Черноногих и их ближайших соседей.(с.153)

 

7 ОРУЖИЕ И ВОЕННОЕ ДЕЛО

 

Генри, который долгое время торговал со многими племенами к вост. от Черноногих, неоднократно указывал, что война была главным занятием Черноногих. В 1 месте его дневника мы встречаем следующее: «Война, очевидно, является единственной отрадой для Пиеганов; все их разговоры крутятся вокруг этой темы; не успеет 1 военный отряд вернуться, как уже 2-й отправляется в путь. Лошади – основная причина их грабительских набегов на зап. врагов. В прошлом Флатхеды и др. племена были легкой добычей, и их либо убивали, либо сгоняли со своих мест как баранов; однако в последние годы они обзавелись огнестрельным оружием и стали сильным противником. Тяжелое поражение, которое потерпели Пиеганы прошлым летом, не охладило их пыл к подобным предприятиям. Они всегда нападают первыми; не было случая, чтобы инициаторами выступили туземцы с зап. стороны гор. Кроу – это единственный народ, который иногда снаряжает экспедиции на сев. за рабами. Снейки – нищее, беззащитное племя, они никогда не покажутся за пределами своих земель. Пиеганы обзывают их старухами, которых можно убивать камнями и палками. Они очень любят рассказывать о своих приключениях на войне и так красочно расписывают каждую подробность набега, что создается впечатление, что они заново переживают битву. Пиегану доставляет такое же удовольствие предаваться воспоминаниям о ходе экспедиции, какое Сольто испытывает, рассказывая о большой пьянке – сколько ночей подряд они пили и сколько бочонков спирта уничтожили.»[59]

 

В других местах своего журнала Генри выражает то же мнение о Бладах и др. группах Черноногих; одним словом, то, что приписывает Пиеганам, на его взгляд, свойственно отнюдь не им одним. Хотя Генри всегда сурово критиковал индейцев, его сравнения дают понять, что он отметил в данном отношении разительный контраст между Черноногими с 1 стороны и Кри и Оджибве – с другой. Это говорит о том, что отношение Черноногих к войне не многим отличалось от отношения их Юж. соседей.

 

Нам не удалось собрать сведения о характере  ведения войны до появления лошадей и огнестрельного оружия. Кождое из этих нововведений произвело большие изменения, поскольку наиболее вероятно, что Черноногие переняли опыт тех, кто ввел в обиход эти предметы. Еще лет 30 назад огнестрельное оружие, которое продавалось этим индейцам, использовалось без должной эффективности, и их обращение с ним вызывало у ранних наблюдателей только презрение. Некоторые из этих самых наблюдателей отмечают использование лишнего шомпола для ружей, заряжавшихся с дула, однако, по свидетельству наших информаторов, на него только опирались при стрельбе.(с.154)

 

Как и везде, кража лошадей была практически синонимом войны, и набеги делались Черноногими почти на всех их соседей без исключения, если только между ними не было заключено перемирие. Имели место даже такие случаи, когда воины 1 группы совершали набег за лошадьми другой, однако это осуждалось практически всеми членами групп. Однако рассмотрение способов проведения таких набегов не входит в задачи настоящего исследования. Когда снаряжалась грабительская экспедиция, считалось, что, если лошади угнаны, а их хозяева бежали без потерь с какой бы то ни было стороны, набег прошел успешно, т.к. убийство врага не являлось обязательным. Правда иногда    снаряжались экспедиции с целью захвата скальпов и отмщения, и отношение к ним было неодинаково.

 

Когда разгоралась битва, Черноногие, как и др. племена, прятались по бокам лошадей. Атака велась компактной группой, которая рассыпалась в разные стороны перед станом неприятеля, дабы уберечь себя от огня.

 

Что касается укреплений, то ничего такого не возводилось, если не считать импровизированных, которых иногда требовали обстоятельства. Когда отряд оказывался в тисках превосходящих сил неприятеля, он укрывался в естественных или наспех вырытых ямах. Если это удавалось и отряд не испытывал нехватки боеприпасов, атаки врагов без труда отбивались. Для защиты от ночных набегов, военные отряды использовали «военные хижины» (war lodges). При их постройке тяжелые бревна устанавливались в виде конуса, а вход защищался крытым и извилистым пролетом. Такое строение не только уберегало от огня, но и упрощало защиту от ночного набега. Иногда возводилась прямоугольной формы постройка, стены которой сходились на вершине в 1 точку. Все эти типы тж использовались др. племенами. Они стояли на военных тропах и ремонтировались из года в год.

 

Скальпирование было распространено, однако большую ценность имели «счет подвига» и захват оружия. По нашим данным, Черноногие сохраняли скальпы гораздо реже, чем многие другие племена; чаще их выбрасывали по окончании женской пляски.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: