Экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование

31. Экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование.

Социально-эк. последствия от монополии:

+ положительный эффект масштаба

+ большие возможности исп-ть достижения науки и техники

+ большие возможности по совершенствованию кач-ва и снижению себестоимости

- неэффек-е распределение ресурсов

- дифференциация доходов (у них более высокие доходы)

- высокий контроль над ценой (она может быть выше объективного уровня)

- политическая опасность (имеет власть) - социально-политич. конфликты

- Х-неэффективность – это бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Антимонопольное законодат-во – направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Антимоноп. регулирование – применение на практике определенных механизмов по сдерживанию господства монополии. Оно бывает прямое (установление верхнего предела цены) и косвенное (установление дополнительных налогов). Осн. орган регулирования – ФАС (федер-я антимоноп-я служба). Ее воздействие: штраф, уголовное наказание, запрет действия и т.д.

Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Монополия сохраняет определенный запас прочности, что тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и Jf-неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). В силу того что на монополистическом рынке Р > МС (как правило), имеет место неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.

Все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями.

Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Еще русский экономист И. Янжул обратил внимание в своей книге о синдикатах на процветание объединений которые по закону Шермана признаны незаконными уже через три года после принятия данного закона.

Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде;

• запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

• роспуска существующих монополистических объединений;

• расчленения монополий на ряд самостоятельных производств. Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

• преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

• преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

• запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

• использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

• поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

• расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция — важный элемент рыночного механизма — порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: