1) Формы сделок;
Методика поведения заслушивания устных докладов студентов:
1) доклады (сообщения) готовятся студентами заранее (темы докладов выбираются учащимися самостоятельно исходи из перечня, предложенного преподавателем на лекционном занятии; по согласованию с преподавателем, студент может самостоятельно сформулировать тему для своего выступления);
2) перед началом выступления студента, преподаватель устно проговаривает тему доклада и передает слово для ответа учащемуся, вызванного к доске (при наличии технической возможности, с целью стимуляции внимания остальной части студентов, целесообразно вывести тему доклада на экран проектора);
3) далее преподавателю необходимо контролировать течение устного доклада студента (преподаватель должен внимательно слушать учащегося, отвечающего у доски; наблюдать за процессом его деятельности; корректировать эту деятельность; не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося, что допускается только в случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу заданного преподавателем вопроса; при наличии у учащегося затруднений при ответе, целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа; не допускать критики доклада студента, отвечающего у доски);
|
|
4) далее следует стадия проведения дискуссии по теме доклада студента (преподавателю необходимо предложить остальным учащихся задать вопросы по теме доклада, стимулируя активность выставлением поурочного балла);
5) во время проведения дискуссии по выступлениям докладчика преподавателю необходимо контролировать ее содержание (необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентами отвечающему, были):
- существенны – подразумевали полный развернутый ответ;
- связаны с темой доклада – задаваемые вопросы не должны выходить за рамки темы докладчика;
- точно сформулированы – не должны носить риторический характер, подразумевать двоякий ответ или не подразумевать ответа вовсе.
Кроме того, преподаватель может задавать собственные уточняющие вопросы по теме доклада студента;
6) заключительная часть заслушивания докладов представляет собой подробный анализ ответов учащихся и выставление оценок студентам (преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки подготовленных студентами докладов, делает вывод о том, насколько качественно выполнено самостоятельное задание);
7) далее преподаватель осуществляет оценивание студентов учитывая следующие критерии:
- глубина подготовленного сообщения – совокупность осознанных знаний об объекте исследования;
|
|
- самостоятельность проведенного студентом исследования – присутствие в работе авторских положений, отсутствие плагиата научной и учебной литературы;
- четкая структурированность – наличие плана ответа, соответствие выводов требованиям и законам логики;
- последовательность излагаемой мысли – плавное изложение материала доклада, наличие вектора развития мысли;
- грамотность излагаемой мысли – отсутствие паразитарных слов, речевых ошибок и ненормативной лексики.
Критерии градации оценочного балла:
«5» (Отлично) ставится, если студент полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; демонстрирует понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм юридической техники.
«4» (Хорошо) ставится, если студент полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; демонстрирует понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм юридической техники; допущены 1-2 ошибки (1-2 недочета) в излагаемом ответе.
«3» (Удовлетворительно) ставится, если студент демонстрирует знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не может достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в излагаемого.
«2» (Неудовлетворительно) ставится, если студент демонстрирует незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала; допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающих их смысл; беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Проверкой остаточных знаний у всех присутствующих студентов является тестовое задание.
Методика проведения тестового задания:
1) тестовые задания готовятся преподавателем заранее (содержание тестовых вопросов не должно выходить за рамки материалов изучаемой темы и содержания лекционного занятия). Тест должен состоять из двух частей – задания и эталона.
2) далее преподаватель осуществляет раздачу тестовых заданий.
Задание для выполнения теста представляет собой раздаточный материал, заранее подготовленный преподавателем и выданный студентам в бумажной (листы бумаги с напечатанным заданием), так и цифровую (вывод на экран проектора) форму), содержание которого выглядит следующим образом:
1. Сделка - это действия:
А) граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей;
Б) дееспособных граждан, направленные на установление гражданских прав и обязанностей;
В) юридических лиц, направленные на установление или прекращение гражданских прав и обязанностей.
2. Сделки могут быть:
А) только двусторонними и многосторонними;
Б) только односторонними и двусторонними;
В) односторонними, двусторонними и многосторонними;
Г) только односторонними и многосторонними.
3. Односторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно:
А) выражение воли годной стороны и предварительного согласия другой стороны;
Б) выражение воли одной стороны;
В) выражение воли одной стороны при условии, что вторая сторона впоследствии одобрила ее;
Г) согласие двух сторон.
4. Двусторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо:
|
|
А) выражение воли годной стороны и предварительного согласия другой стороны;
Б) выражение воли одной стороны;
В) выражение воли третьей стороны для совершения сделки двумя другими сторонами;
Г) согласие двух сторон.
5. Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили:
А) возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
Б) возникновение прав и обязанностей в зависимость от наступления определенного условия;
В) возникновение и прекращение прав и обязанностей в зависимость от наступления определенного условия;
Г) прекращение прав и обязанностей в зависимость от наступления определенного условия.
6. Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили:
А) прекращение прав и обязанностей в зависимость от ненаступления определенного условия;
Б) прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
В) прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого известно, что оно наступит;
Г) возникновение и прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
7. Сделка, совершенная без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, называется:
А) мнимой;
Б) притворной;
В) фиктивной;
Г) кабальной.
8. Сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку называется:
А) притворной;
Б) противной основам правопорядка;
В) противной основам нравственности;
Г) мнимой.
Эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания, содержание которого выглядит следующим образом:
1. А)
2. В)
3. Б)
4. Г)
5. А)
6. Б)
7. А)
8. А)
3) далее необходимо дать студентам пару минут на ознакомление с тестом и, в случае возникновения вопросов, дать пояснения;
4) после ознакомления с тестом следует попросить студентовприступить к его выполнению;
|
|
5) далее преподавателю необходимо организовать контроль выполнения тестового задания (контроль выполнения теста проводится с целью исключить возможность использования студентами вспомогательных материалов, а также во избежание дублирования ответов друг друга);
6) далее следует подсчет количества правильных ответов в результате выполнения тестирования (устная диктовка или вывод на экран проектора правильных ответов на тестовое задание);
7) выставление оценок студентам за тест в соответствии с градацией баллов:
«5» (Отлично) выставляется студенту за правильное выполнение 90-100% тестовых заданий (0-1 ошибок).
«4» (Хорошо) выставляется студенту за правильное выполнение 80% тестовых заданий (2 ошибки).
«3» (Удовлетворительно) выставляется студенту за правильное выполнение 70% тестовых заданий (3 ошибки).
«2» (Неудовлетворительно) выставляется студенту, выполнившему тест на 60% и менее (4 и более ошибки).
Следующим заданием по проверке остаточных знаний студентов является выполнение практической задачи (ситуационного задания).
Методика проведения ситуационных заданий:
1) практическая задача, подлежащая решению на практическом занятии, подбирается преподавателем заранее (условия задачи должны соответствовать теме занятия, уровню подготовки группы).
Ситуационное задание в виде задачи должно состоять из двух частей – задания (самих условий задачи и вопросов, необходимых к решению) и эталона (подловленного преподавателем решения, с которым происходит сравнение данных студентами ответов);
2) далее преподаватель осуществляет раздачу условий задачи.
Условия задачи имеют вид раздаточного материала, заранее подготовленный преподавателем и выданный студентам в бумажной (листы бумаги с напечатанным заданием), или цифровой (вывод на экран проектора) форме, содержание которого выглядит следующим образом:
Между Андреевым и Ефремовым была достигнута договоренность о продаже мебельного гарнитура, оцененного сторонами в 2 тысячи долларов США. Через несколько дней покупатель прибыл на квартиру продавца, где Ефремов в присутствии шофера грузотакси, грузчиков и соседа Андреева, вручив Андрееву 2 тысячи долларов, забрал проданную мебель, за исключением двух кресел и дивана-кровати, для которых не нашлось места в машине.
Спустя несколько дней Ефремов явился за оставшейся мебелью. Андреев, однако, отказался передать кресла и диван, заявив, что эти предметы не входили в состав проданного им гарнитура. Стоимость двух кресел и дивана он оценивает в 800 долларов, но никакого договора в отношении этих вещей он с Ефремовым не заключал.
В судебном заседании свидетели единодушно показали, что между Андреевым и Ефремовым был заключен договор купли-продажи всего гарнитура мебели, куда входили и спорные предметы. Договор был исполнен в их присутствии. Что же касается оставшихся в квартире Андреева двух кресел и дивана, то Андреев обязался хранить эти предметы за дополнительное вознаграждение в размере 30 долларов.
Вопросы к задаче:
Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если будет установлено, что Ефремов все расчеты производил не в долларах, а в рублях по курсу Центрального банка России? Повлияет ли на решение суда справка мебельного магазина о том, что спорные предметы входят в состав мебельного гарнитура?
3) далее необходимо дать студентам пару минут на ознакомление с условиями задачи и, в случае возникновения вопросов, дать пояснения;
4) после ознакомления с условиями задачи следует попросить студентов приступить к ее выполнению;
5) далее преподавателю необходимо организовать контроль выполнения ситуационного задания (контроль выполнения проводится с целью исключить дублирование ответов друг друга);
6) далее следует дискуссия по ответам, подготовленные студентами в рамках решения ситуационной задачи (при проведении дискуссии необходимо не допускать полемики между студентами; следить за ответами студентов и, в случае необходимости, наводящими вопросами поправлять их содержание во избежание введения в заблуждение остальной части аудитории;
7) далее необходимо продемонстрировать студентам вариант ответа, подготовленного преподавателем (такое сравнение производится с целью выявления сильных и слабых сторон ответов для дальнейшей корректировки учебного материала).
Не эталон, а решение…
Эталон данной задачи выглядит следующим образом:
Купля-продажа – это консенсуальная сделка. Как только продавец и покупатель пришли к соглашению сторон, у продавца возникает право требовать от покупателя уплаты цены, а у покупателя возникает право требовать у продавца передачи вещи. А когда передается вещь и уплачиваются деньги, это не само заключение договора, а исполнение уже заключенного договора.
Для того, чтобы различать реальный и консенсуальный договор, необходимо различать две стадии: стадию заключения и стадию исполнения. Реальный договор заключается путем передачи вещи, а консенсуальный заключается только путем соглашения. В последующем и в консенсуальном договоре имеет место передачи вещей, связанная с имущественными отношениями, но эта передача не заключает, а исполняет уже заключенный договор.
Таким образом, в данном случае, решение суда будет вынесено в пользу Ефремова, так как договор купли-продажи между ним и Андреевым был заключен в присутствии свидетелей, что является объективным доказательством. Деньги, оговоренные за хранение предметов мебели Ефремов должен будет заплатить.
В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, указанных в этой статье. Ни один такой случай (см. ФЗ) не подпадает под условия задачи.
Таким образом, договор купли – продажи будет считаться действительным только в случае оплаты в рублях.
Если фактическая оплата произведена в иностранной валюте, решение суда будет вынесено не в пользу Ефремова. Сделка будет признана недействительной, с соответствующими последствиями. Правда, в случае если оплата произведена в долларах, и Андреев, и Ефремов могут быть привлечены к административной ответственности обоюдно. Справка мебельного магазина в данном случае значения не имеет, ведь стороны сами при заключении договора определили, что спорные предметы входят в мебельный гарнитур и являются предметом договора купли – продажи.
8) критерии оценивания далее необходимо произвести выставление оценок студентам за тест в соответствии с градацией баллов:
«5» (Отлично) выставляется студенту при полном соответствии ответа поставленным в задаче вопросам; в решении отражены все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи соответствует нормам юридической технике; все ответы аргументированы и базируются на нормах права.
«4» (Хорошо) выставляется студенту при неполном соответствии ответа поставленным в задаче вопросам; в решении отражены не все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи соответствует нормам юридической технике; не все ответы аргументированы.
«3» (Удовлетворительно) выставляется студенту при незначительном соответствии ответа поставленным в задаче вопросам; в решении отражены не все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи не в полной мере соответствует нормам юридической технике; аргументация не соответствующего уровня; не все ответы аргументированы.
«2» (Неудовлетворительно) выставляется студенту, не давшему ответа или давшему ответ, не соответствующий условиям задачи; в решении отражены один или менее аспектов задачи; стилевое оформление речи не соответствует юридической технике; полное отсутствие аргументации.
Приложение 7.