Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций

С позиций концепции «человеческого капитала» человек с получением образования становится как бы обладателем двух факторов: труда и человеческого капитала. Каждый из них порождает предельный доход, составляющий в сумме заработную плату. Таким образом, заработная плата возникает как сочетание рыночной цены простого труда и рентного дохода от вложений в человеческий капитал.

Марксистская теория и теория «человеческого капитала» по-разному говорят о вкладе человека в производимый продукт. Трудовая теория стоимости всю прибавочную ценность приписывает рабочему в качестве неоплаченного труда. Что же касается роста механизации процесса производства, то он предполагает большие затраты вещественного капитала и более квалифицированной рабочей силы, имеющей более высокую стоимость и требующей увеличения переменного капитала. Соразмерно может возрастать и прибавочная стоимость. К. Маркс критиковал ряд буржуазных экономистов за то, что они уподобляли рабочую силу капиталу, который будто бы приносит процент в виде заработной платы. По его мнению, два обстоятельства опровергают это утверждение: а) рабочий должен трудиться, чтобы получить эти проценты; б) он не может превратить в них капитальную стоимость своей рабочей силы путем передачи другому лицу.

С точки зрения современных трактовок, человеческий капитал – это материализованные в человеке знания и возможность эффективно трудиться, с целью улучшения уровня жизни населения и повышения темпов роста экономики. Другими словами человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использование которых направлено на удовлетворение разнообразных потребностей человека и общества в целом. Таким образом, человеческий капитал представляет собой особый ресурс. Благосостояние людей, качество их жизни напрямую зависит от их знаний. Именно это и означает человеческий капитал.

Важно понимать, что человеческий капитал является главным фактором формирования и развития инноваций в экономике. Он выступает в качестве результата различных видов деятельности человека: получения образования, воспитания, трудовых навыков. Расходы, потраченные на получение знаний, оцениваются как инвестиции, составляющие капитал, который будет приносить его владельцу регулярный доход в виде более высокого заработка, повышения социального статуса и т.д.

Теория человеческого капитала акцентирует свое внимание на добавленной стоимости, которую люди могут создать для организации. Она воспринимает людей, как ценный актив и указывает на то, что инвестиции организации в людей приносят прибыль, которая намного оправдывает затраченные средства. Фирма сможет быть достойным конкурентом на рынке лишь тогда, когда у нее достаточно человеческого капитала.

Для фирм инвестиции в обучение рабочих – это средство привлечения и сохранения человеческого капитала, а так же возможность заполучить более высокие доходы от этих инвестиций. Считается, что эти доходы будут предпосылкой улучшения качества работы, гибкости и восприимчивости к введению инноваций. Следовательно, теория человеческого капитала дает возможность говорить, что знания, умения и навыки являются ключевыми факторами, определяющими успех конкретной фирмы и экономики страны в целом. Основной мыслью теории человеческого капитала принято считать утверждение о том, что умение работников добиваться отличного результата приводит к росту их заработной платы. Для накопления и использования человеческого капитала, необходимы затраты на здравоохранение, образование, профессиональное, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности и качества труда.

Размер человеческого капитала напрямую влияет на уровень доходов. Чем больше работник вкладывает средств в свои знания, тем большее вознаграждение получает. Это является прекрасным стимулом и мотивацией для непрерывного развития человеческого капитала. Стоимость человеческого капитала зависит от стоимости всех планируемых трудовых доходов работника, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. Благодаря человеческому капиталу компании способны вводить инновации, которые так необходимы для занятия лидирующих позиций на рынке.

В общем и целом, человеческий капитал – ключевой актив не только отдельных фирм, без которого она не сможет существовать в условиях современного развития, но и всей национальной экономической системы.

Интересно заметить тот факт, как происходит процесс кругооборота: человеческий капитал увеличивает эффективность производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Следовательно, факторы развития человеческого капитала и их влияние на развитие всей экономики имеют характер циклически повторяющегося процесса. Этот процесс не имеет окончания, так как стремление к увеличению индивидуального и национального богатства не имеет верхнего предела1.

 Благодаря увеличению индивидуальных доходов обладателей человеческого капитала осуществляется рост доходов в экономической системе, которые в случае дальнейшего инвестирования способны повлиять на темпы и качество экономического роста страны. Таким образом, человеческий капитал играет огромную роль в современном функционировании и развитии производства. Политика общества должна быть максимально направлена на мотивацию развития и улучшения качества человеческого капитала. Это прямой путь к повышению эффективности и совершенствованию производственной деятельности, достижению качественного экономического роста и прогрессивности развития экономической системы.

 


1 Пшеничникова С.Н. Структура экономической системы; роль рабочей силы / монография – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. – 469 с.

 

1 Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (ст.2) (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2003, №8-ФЗ, С. 160.

1 Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (ст.3) (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2003, №8-ФЗ, С. 160.  

1 Беккер Г. Человеческий капитал и распределение времени // Человеческое поведение: экономический подход: изб. тр. по экон. теории / Пер. с англ. М.: ГУВШЭ, 2003. С.56-57  

1 Институционально-экономический анализ рынка труда: учебное пособие / С.Н. Пшеничникова, Е.Г. Колесник. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 98 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: