18. Экспериментальное исследование развития научных понятий в детском возрасте. Методика, результаты и их оценка.
- Методика: детям давали задачи на установление причинно-следственных и противительных связей (с союзами «потому что» и «хотя») в сфере научных, а потом житейских интересов
1) ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ:
- Результаты: при наличии школьных знаний, кот. использовались в данной задаче, уровень развития научных понятий выше
- Почему так, ведь ребёнок знает также (даже из личного опыта), о чём задачи на житейские понятия?
Потому что при решении задач на научные понятия ребёнок ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СОТРУДНИЧЕСТВО СО ВЗРОСЛЫМ УЧИТЕЛЕМ, КОТОРЫЙ ПРЕПОДАЛ ЕМУ ЭТОТ МАТЕРИАЛ.
-> т. е. этот материал был уже проработан, а ребёнку нужно было только ПОДРАЖАЯ ВЗРОСЛОМУ УЧИТЕЛЮ воспроизвести причинно-следственную связь.
При этом предложения с житейскими понятиями он со взрослым не прорабатывал, ОН ТОЛЬКО УПОТРЕБЛЯЕТ ИХ САМ, СПОНТАННО, ПОЭТОМУ ЕМУ НЕЧЕМУ ПОДРАЖАТЬ.
2) ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ:
|
|
- Результаты: примерно одинаковое кол-во ошибок с научными и житейскими
- Как это можно объяснить?
В младшем школьном возрасте представление о противительных отношениях ещё не сформировалось, поэтому ребёнок не может выстроить предложение на уровне житейского мышления, а тем более «надстроить» над ним научное мышление.
3) С возрастом житейские понятия быстро развиваются и сравниваются с научными
-> СНОВА ПОДРАЖАНИЕ: способности формировать правильные связи между житейскими понятиями основывается на способности основывать связи между научными понятиями.
4) РАЗВИТИЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (с союзом «хотя») ПОВТОРЯЕТ РАЗВИТИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ:
т. е. сначала Н и Ж одинаково не развиты, потом резкое развитие Н, потом Ж и Р сравниваются.
-> Это значит, что все понятия развиваются по одним и тем же закономерностям.
НО Выготский подчёркивает, что для зарождения научных понятий житейские понятия должны развиться в определённой степени.
-> научные понятия развиваются через житейские, а житейские через научные