Экспериментальное исследование развития научных понятий в детском возрасте. Методика, результаты и их оценка

18. Экспериментальное исследование развития научных понятий в детском возрасте. Методика, результаты и их оценка.

- Методика: детям давали задачи на установление причинно-следственных и противительных связей (с союзами «потому что» и «хотя») в сфере научных, а потом житейских интересов

1) ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ:

- Результаты: при наличии школьных знаний, кот. использовались в данной задаче, уровень развития научных понятий выше

- Почему так, ведь ребёнок знает также (даже из личного опыта), о чём задачи на житейские понятия?

Потому что при решении задач на научные понятия ребёнок ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СОТРУДНИЧЕСТВО СО ВЗРОСЛЫМ УЧИТЕЛЕМ, КОТОРЫЙ ПРЕПОДАЛ ЕМУ ЭТОТ МАТЕРИАЛ.

-> т. е. этот материал был уже проработан, а ребёнку нужно было только ПОДРАЖАЯ ВЗРОСЛОМУ УЧИТЕЛЮ воспроизвести причинно-следственную связь.

При этом предложения с житейскими понятиями он со взрослым не прорабатывал, ОН ТОЛЬКО УПОТРЕБЛЯЕТ ИХ САМ, СПОНТАННО, ПОЭТОМУ ЕМУ НЕЧЕМУ ПОДРАЖАТЬ.

2) ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ:

- Результаты: примерно одинаковое кол-во ошибок с научными и житейскими

- Как это можно объяснить?

В младшем школьном возрасте представление о противительных отношениях ещё не сформировалось, поэтому ребёнок не может выстроить предложение на уровне житейского мышления, а тем более «надстроить» над ним научное мышление.

3) С возрастом житейские понятия быстро развиваются и сравниваются с научными

-> СНОВА ПОДРАЖАНИЕ: способности формировать правильные связи между житейскими понятиями основывается на способности основывать связи между научными понятиями.

4) РАЗВИТИЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (с союзом «хотя») ПОВТОРЯЕТ РАЗВИТИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ:

т. е. сначала Н и Ж одинаково не развиты, потом резкое развитие Н, потом Ж и Р сравниваются.

-> Это значит, что все понятия развиваются по одним и тем же закономерностям.

НО Выготский подчёркивает, что для зарождения научных понятий житейские понятия должны развиться в определённой степени.

-> научные понятия развиваются через житейские, а житейские через научные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: