Потенциальное и истинное понятие: сходство и различия

16. Потенциальное и истинное понятие: сходство и различия.

- На третьем этапе развития понятий развиваются расчленения, анализ и абстракция связей.

- вторая фаза: потенциальные понятия

- группа предметов выделяется уже по одному общему признаку (т.е. это крайняя форма обобщения)

- Различие истинного и потенциального понятия (введено Гроосом)

- потенциальное понятие всё ещё доинтеллектуально, за ним нет логических процессов

- на этом этапе мышление характеризуется т. н. «установкой на привычку»: за потенциальным понятием стоит ассоциация, а не значение (феномен появляется уже у животных)

Опыт Бюлера: после того, как обезьяна научается использовать палку как инструмент, она способна в тех же целях использовать и другой вытянутый предмет, кот. может сбить банан (т. к. она способна к обобщению связей между предметами)

(А ЕСЛИ БЫ ОНА БЫЛА НА СТАДИИ ПСЕВДОПОНЯТИЙ, ТО СХВАТИЛА БЫ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ, ДАЖЕ САМЫЙ НЕПОДХОДЯЩИЙ, Т. К. СВЯЗИ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ КОМПЛЕКСА У НЕЁ НЕ БЫЛИ БЫ ОБОБЩЕНЫ)

А как возникает истинное понятие? Когда абстрагированные признаки потенциального понятия снова соединяются.

-> Главная роль в процессе формирования истинных понятий у слова:

Функции слова:

1) Символизирует абстрактное понятие

2) Направляет внимание ребёнка на опр. признаки

3) Оперирует словом, как основным знаком мышления

17. Особенности научных и житейских понятий.

- Научные понятия – это и есть истинные понятия

- Поскольку дети идут в школу в раннем возрасте, то они сталкиваются с истинными понятиями раньше, чем успевают полностью сформироваться житейские

- Научные понятия формируются в образовательном процессе при помощи учителя (т. е. взрослого)

-> формируются высшие психические функции

- Развитие житейских понятий происходит спонтанно, различие научных – не спонтанно (аналогия с родным и иностранным языками)

- два вида понятий зарождаются и развиваются в совершенно разных условиях и при решении разных задач: в школе – научные /в личном опыте – житейские

- Выготский: «Научные понятия являются зоной ближайшего развития житейских понятий»: развитие научных понятий «проторяет путь» развитию житейских


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: