16. Потенциальное и истинное понятие: сходство и различия.
- На третьем этапе развития понятий развиваются расчленения, анализ и абстракция связей.
- вторая фаза: потенциальные понятия
- группа предметов выделяется уже по одному общему признаку (т.е. это крайняя форма обобщения)
- Различие истинного и потенциального понятия (введено Гроосом)
- потенциальное понятие всё ещё доинтеллектуально, за ним нет логических процессов
- на этом этапе мышление характеризуется т. н. «установкой на привычку»: за потенциальным понятием стоит ассоциация, а не значение (феномен появляется уже у животных)
Опыт Бюлера: после того, как обезьяна научается использовать палку как инструмент, она способна в тех же целях использовать и другой вытянутый предмет, кот. может сбить банан (т. к. она способна к обобщению связей между предметами)
(А ЕСЛИ БЫ ОНА БЫЛА НА СТАДИИ ПСЕВДОПОНЯТИЙ, ТО СХВАТИЛА БЫ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ, ДАЖЕ САМЫЙ НЕПОДХОДЯЩИЙ, Т. К. СВЯЗИ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ КОМПЛЕКСА У НЕЁ НЕ БЫЛИ БЫ ОБОБЩЕНЫ)
|
|
А как возникает истинное понятие? Когда абстрагированные признаки потенциального понятия снова соединяются.
-> Главная роль в процессе формирования истинных понятий у слова:
Функции слова:
1) Символизирует абстрактное понятие
2) Направляет внимание ребёнка на опр. признаки
3) Оперирует словом, как основным знаком мышления
17. Особенности научных и житейских понятий.
- Научные понятия – это и есть истинные понятия
- Поскольку дети идут в школу в раннем возрасте, то они сталкиваются с истинными понятиями раньше, чем успевают полностью сформироваться житейские
- Научные понятия формируются в образовательном процессе при помощи учителя (т. е. взрослого)
-> формируются высшие психические функции
- Развитие житейских понятий происходит спонтанно, различие научных – не спонтанно (аналогия с родным и иностранным языками)
- два вида понятий зарождаются и развиваются в совершенно разных условиях и при решении разных задач: в школе – научные /в личном опыте – житейские
- Выготский: «Научные понятия являются зоной ближайшего развития житейских понятий»: развитие научных понятий «проторяет путь» развитию житейских