19. Проблема развития обобщения в ходе становления детского мышления.
- Любое понятие – это обобщение.
- Если понятия – это обобщения, то понятия состоят в отношениях общности.
- Известно, что понятия не развиваются по логическому пути (от частных к общим), а наоборот: сначала «цветок», потом «роза»
- ДО РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ОБЩНОСТИ: ДОСИНКРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП – НЕ МОЖЕТ ОБОБЩАТЬ ВООБЩЕ
Немой ребёнок в эксперименте «усваивает» ряд слов – элементов одежды, но не может «усвоить» последнее слово – одежда.
-> он не способен выйти на такой уровень обобщения отдельных элементов одежды общим словом «одежда»
- Исследования показывают, что на каждом этапе развития мышления (синкретическом, комплексном, понятийном) отношения общности развиваются.
- ЗАКОН: Каждое понятие может быть обозначено бесконечным количеством способов с помощью других понятий.
Пример: число 1 можно выразить как миллион-999999, отношением двух одинаковых чисел и бесконечным кол-вом других способов
Мы можем передать любую мысль разными словами; ещё, запоминаем мысль, но не точную формулировку
– это его координата в системе всех понятий, выражающая его отношения со всеми другими понятиями (метафора глобуса)
-> если все понятия связаны, то между ними возможны отношения эквивалентности
- НО! Детское мышление располагается в районе нижнего полюса, там связей между понятиями нет, т. к. ребёнок ещё не умеет обобщать
20. Внутренняя речь и ее структурные характеристики.
- Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности со своими специфическими особенностями и состоящий в сложном отношении к другим видам речевой деятельности.
- Для изучения внутренней речи Выготский предлагает ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Т. е. исследовать то, из чего развивается внутренняя речь: ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ РЕЧЬ, т. к. она является промежуточным звеном (внутренний по природе процесс, но внешний по проявлению) и позволяет изучить развитие эгоцентрической речи от социальной ко внутренней.
- Внутренняя речь отличается от внешней своей структурой и функциями, а не просто отсутствием звука.
- Основная закономерность развития внутренней речи: она становится речью для себя больше по структуре и функции, чем по своему внешнему проявлению
- ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ:
1) особый синтаксис: сокращена; на первый взгляд обрывочна, фрагментарна (причём эту тенденцию мы можем проследить в развитии эгоцентрической речи)
-> Предикативна – фразы содержат в основном сказуемое, т. к. во внутренней речи мы всегда знаем, о чём именно идёт речь – нет необходимости это упоминать (подлежащее и др. части речи и так подразумеваются)
2) Значения слов выступают на первый план
- смысл слова преобладает над значением
- смысл – совокупность психологических фактов, возникающих в сознании благодаря слову; смысл слова динамичен и изменяется в зависимости от контекста,
- он «неисчерпаем»
Пример: «смысл слова понятен только в предложении. Предложения – в абзаце, абзаца – в книге, книги – в контексте творчества писателя»
«Земля – Солнечная система – Млечный путь -- …»
- значение – одна из зон смысла; слово «впитывает» интеллектуальные и аффективные содержания»
-> формируется значение в опр. контексте. Не существует единого значения слова
Пример: басня «стрекоза и муравей», слово «попляши»: смысл вполне ясный, но в данном контексте слово означает не только «танцуй», но и «веселись и погибни»
3) «Агглютинация» слов – т. е. объединение нескольких слов в одно, как в немецком
- возрастает и с развитием эгоцентрической речи
4) «Влияние смысла»: смыслы слов объединяются иначе, чем значения, ОБЪЕДИНЯЯСЬ, СМЫСЛЫ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА (ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ МОДИФИЦИРУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ и наоборот)
Пример: названия художественных произведений: само произведение меняет смысл названия, «в названии смысл произведения концентрируется» (Мёртвые души)
- В ИТОГЕ:
- ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ НЕПОНЯТНАЯ, НО ОНА И НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЯСНОЙ, Т. К. НЕ НЕСЁТ КОММУНИКАТИВНОЙ Ф-ЦИИ.
- «ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – ТЕКУЧИЙ МОМЕНТ МЕЖДУ ДВУМЯ ПОЛЮСАМИ: СЛОВОМ И МЫСЛЬЮ»
- «Мысль рождается в слове, а слово умирает во внутренней речи»






