Псевдопонятие как переходный тип комплекса и его основные характеристики

- Понятия развиваются не в чёткой последовательности: первые фазы развития истинных понятий начинаются ещё до развития псевдопонятий

- Псевдопонятие как форма комплексного мышления неспособно к абстрагированию отдельных элементов опыта и рассмотрению их вне связи с другими элементами

«Псевдопонятие – это мост, переброшенный между наглядно-образным и отвлечённым мышлением ребёнка»

-> Похоже на понятие по внешним особенностям

-> НО! не похоже на понятие: по психологической природе (условиям своего возникновения, по происхождению, по связям, лежащим в основе)

- Псевдопонятие – самая распространённая форма мышления у дошкольников, т. к. дети рано сталкиваются с речью взрослых и рано усваивают установившиеся значения слов, что направляет развитие обобщений в опр. направлении

-> НО при это «наставничестве» ребёнок всё ещё находится на «допонятийном» этапе развития мышления (он должен усвоить то, что пока не может)

-> поэтому ребёнок усваивает «оболочку» понятия – слово, обозначающее предмет, но за эти словом стоит более примитивный, допонятийный мыслительный процесс

(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1: «Если истинное понятие – это рыба, то псевдопонятие – это кит»)

(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2: синонимы: «Луна» и «месяц» обозначают одно и то же, но за каждым словом стоит своё происхождение и значение (Луна – «капризная», «изменяющаяся», месяц – «измеритель». Так и слова взрослого и ребёнка обозначают один предмет, но за ними стоят разные мыслительные операции)

- из-за внешнего сходства возникают трудности в изучении происхождения понятий («где же развитие, если ещё с детства человек оперирует псевдопонятиями?»)

-> благодаря внешнему сходству понятий и псевдопонятий ребёнок и взрослый понимают речь друг друга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: