- Понятия развиваются не в чёткой последовательности: первые фазы развития истинных понятий начинаются ещё до развития псевдопонятий
- Псевдопонятие как форма комплексного мышления неспособно к абстрагированию отдельных элементов опыта и рассмотрению их вне связи с другими элементами
«Псевдопонятие – это мост, переброшенный между наглядно-образным и отвлечённым мышлением ребёнка»
-> Похоже на понятие по внешним особенностям
-> НО! не похоже на понятие: по психологической природе (условиям своего возникновения, по происхождению, по связям, лежащим в основе)
- Псевдопонятие – самая распространённая форма мышления у дошкольников, т. к. дети рано сталкиваются с речью взрослых и рано усваивают установившиеся значения слов, что направляет развитие обобщений в опр. направлении
-> НО при это «наставничестве» ребёнок всё ещё находится на «допонятийном» этапе развития мышления (он должен усвоить то, что пока не может)
-> поэтому ребёнок усваивает «оболочку» понятия – слово, обозначающее предмет, но за эти словом стоит более примитивный, допонятийный мыслительный процесс
|
|
(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1: «Если истинное понятие – это рыба, то псевдопонятие – это кит»)
(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2: синонимы: «Луна» и «месяц» обозначают одно и то же, но за каждым словом стоит своё происхождение и значение (Луна – «капризная», «изменяющаяся», месяц – «измеритель». Так и слова взрослого и ребёнка обозначают один предмет, но за ними стоят разные мыслительные операции)
- из-за внешнего сходства возникают трудности в изучении происхождения понятий («где же развитие, если ещё с детства человек оперирует псевдопонятиями?»)
-> благодаря внешнему сходству понятий и псевдопонятий ребёнок и взрослый понимают речь друг друга