double arrow

Греческое чудо

2. «ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО»

Несмотря на довольно серьёзные достижения, наука древних цивилизаций не стала настоящей прародительницей науки современной. Эта честь принадлежит науке Древней Греции. То, что произошло в VI в. до н.э. среди греков-ионийцев, живших в своих процветающих колониях на западном побережье Малой Азии, учёные называют «греческим чудом». Двести лет спустя Аристотель скажет, что они начали поиск принципов. Именно это общество дало миру первую теоретическую науку.Ионийцы жили в средоточии торговли и обмена идеями между различными нациями. Античная натуральная философия формировалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний и постепенного освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологии. «Древняя физика является исключительно физикой греков. Индусы, халдеи, египтяне раньше их начали размышлять над явлениями природы, но до науки о природе они не могли дойти, так как религиозно - мистические воззрения не могли привести их к мысли о естественной закономерности явлений» [4]. Влияние халдеев и египтян сказывается в числовой мистике пифагорейцев, астрологии и алхимии. У древних греков мы находим все специальные разделы физики, разработанные до известной степени или намеченные.На первом месте у них стоят рассуждения об общих свойствах материи, механика и оптика, на втором – акустика и учение о теплоте. Относительно электричества и магнетизма им, по крайней мере, известен факт притяжения железа магнитной рудой (магнетитом) и мелких предметов натёртым о мех янтарём.

Греческий ум отличается особенной силой творчества в области гипотез, высказывая которые они пытались разрешить проблему о происхождении мира и совершающихся в нём изменениях. Однако наука древних греков была чисто умозрительная. Они практически не использовали современные методы познания природы – наблюдение и эксперимент. Применение математических методов к решению физических проблем начинается уже после смерти Аристотеля.

Античностью в истории принято считать период с VII – VI в. до н.э. – времени возникновения классической греческой цивилизации – до второй половины V в.н.э., когда под ударами варваров пала Римская империя. Говоря об истории античной науки, имеется в виду её развитие в городах - государствах, которые принято называть Древней Грецией, в государствах эллинского мира, а также в Древнем Риме в период республики и империи.

Различие науки в Греции и Риме связано с национальным менталитетом греков и римлян. Греки – творцы. Многие научные идеи, которые и сейчас остаются в центре внимания учёных, принадлежат древнегреческим мыслителям. Римляне – прагматики. Они сумели усвоить и преобразовать высказанные ранее идеи, сделали их полезными для жизни и передали потомкам. Именно поэтому большинство свершений греческой культуры и науки известны нам в римской интерпретации.

Феномен античности обусловлен рядом исторических и социальных причин, анализ которых весьма важен для понимания характера науки в этот период. Для античных государств было характерно:

1. преобладание купечества и свободных ремесленников, которые были наиболее активной частью населения. На одного свободного человека приходилось довольно большое число рабов, обеспечивающих им возможность творить, учить и учиться.

2.  государственный строй - рабовладельческая демократия. История свидетельствует, что культура и наука развиваются наилучшим образом в условиях, когда в обществе реализованы демократические права и свободы.

3. религиозная терпимость и свободомыслие.

Именно в период античности человек впервые осознал могущество своего разума и люди стали заниматься наукой не только потому, что это было нужно, но и потому, что это было интересно. Неудивительно, что именно тогда появились «философы» - «любители мудрости» (считается, что впервые так назвал себя Пифагор). В обществе ощущалась потребность в подобной деятельности, стали нужны профессии учёных и учителей.

За 15 веков многие сочинения античных натурфилософов были утрачены вследствие войн, пожаров и религиозного фанатизма. Однако есть и другие примеры. Так на средневековом исламском Востоке книги античных авторов собирали, бережно хранили и переводили с греческого, латинского и других языков на арабский. Во многом благодаря этому, нам теперь известны трактаты античных авторов, посвящённые математике и естественнонаучным дисциплинам. Они помогают отобразить общий уровень знаний и представлений в античную эпоху.

К основным чертам, характеризующим науку античности можно отнести:

1. Отсутствие эксперимента. Причины здесь в первую очередь идеологические (в рабовладельческом обществе свободные граждане не занимались физическим трудом), а во вторую очередь – экономические, связанные с низким уровнем развития техники и отсутствием материальной базы.

2. Ограниченность применения математики в научных исследованиях, хотя сама математика в древнем мире достигла больших высот.

Историю античной науки принято делить на 4 этапа: ионийский, афинский, александрийский (эллинский) и древнеримский.

Рассматривая зарождение науки в античную эпоху, выделяюттри научных программы: математическую программу, связанную с именем Пифагора и Платона, и две физические (точнее физико-философских) программы – континуалистическую программу Анаксагора - Аристотеля (от лат., «континуум» - «непрерывное») и атомистическую программу Демокрита - Эпикура.Континуалистическая программа отрицала пустоту в природе и рассматривала материальный мир в виде непрерывно заполняющих всё пространство субстанций, которые беспредельно делимы. Атомистическая программа, напротив, не признавала беспредельной делимости материи, считая, что она состоит из невидимых глазу частиц – атомов (греч., «атомос» - неделимый, нерассекаемый). Атомисты полагали, что мир – это пустота, в которой движутся атомы и их скопления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: