Первая научная революция и создание первой научной картины мира

6. ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Первой глобальной естественнонаучной революцией, заложившей основы современной астрономии, космологии и физики, было создание учения о геоцентрической системе мира. Это учение родилось ещё в VI веке до н.э., благодаря трудам Анаксимандра, а завершено Аристотелем (IV в. до н.э.) и Птолемеем (II в.). До Аристотеля, существовали лишь разрозненные субъективные представления о том, что видимый мир расположен вокруг данного этноса и что центром его является окружённая горизонтом земная поверхность. Геоцентрическое учение Аристотеля с принципиально различной физикой для земных и небесных тел просуществовало до XVI столетия.Анаксимандр (610 - 546 г. до н.э.) первым высказал предположение о том, что Земле не требуется поддержка в виде океана, она просто покоится в центре космоса. Свою точку зрения он объяснил тем, что она равноудалена от любой точки космоса и у неё нет причин двигаться в каком-либо направлении, поэтому она остаётся в покое. Форму Земли он предполагал цилиндрической. Гордиев узел бесконечной цепи поддержек был разрублен предположением о том, что Вселенная сферически симметрична. Первое письменное утверждение о том, что Земля имеет форму шара мы встречаем у Парменида (540 - 480г. до н.э.), который излагал взгляды Пифагора в своём труде «О природе». Анаксагор (500 - 428 г. до н.э.) полагал, что материя, заполняющая пространство, пребывает в глобальном вихревом движении. Оно началось, когда в некоторой малой области пространства под действием некоего толчка (движущего начала, называемого Нус), затем стало разрастаться, захватывая всё новые и новые области пространства, и одновременно постепенно замедляться. Это круговращение проявляется в суточном вращении небосвода. Земля образовалась из сгущения материи в центре вращающегося космоса. Будучи достаточно массивным телом, она сильно замедлялась и теперь неподвижно пребывает в центре вращающегося вокруг неё космоса. Данные представления отчасти перекликаются с теорией Канта – Лапласа о происхождении Солнечной системы.

Самый высокий ценностный статус у древних имела математика, поскольку она, по их мнению, наиболее причастна к постижению высшего бытия Она была основной дисциплиной в школе Пифагора и Академии Платона. «Бог показал нам число - счёту учило нас небо через смену дней и ночей», говорил Платон. За арифметикой идёт геометрия и стереометрия, элементы которых нуждаются в понятии пространства. Практическая польза от наук по Платону, дело второстепенное. Он считал, что наука является подготовкой нашего ума к постижению высшей истины. Она служит переходом от предметов, которые мы ощущаем к мышлению. По мнению В.Гейзенберга, «наиболее важными Платону кажутся, прежде всего, математические законы природы, находящиеся за явлениями, а не сам многогранный мир явлений». Однако установить их ему не удалось.

 Аристотель более двух десятилетий пребывал в школе Платона, который называл его «умом всей школы». Однако его взгляды существенно отличаются от платоново - пифагорейских. Аристотель создал первую систематизированную науку о природе – физику и определил движение как главное в ней. В науке Аристотеля влияние Платона сказалось только в логике, которая используется при построении всей его концепции мироздания. Аристотель утверждал, что путь познания пролегает «от более явного для нас, к более явному по природе». Но это, более явное по природе, понять было в те времена очень сложно. Поэтому очевидные и не требующие в большинстве случаев объяснения, идеи геоцентризма надолго укрепились в науке. Только в геоцентрической модели мира физика Аристотеля может быть логически выстроена. Астрономия, по мнению учёного, представляет собой настоящую науку, так как она математически изложена, и только в астрономических наблюдениях нужны точные расчёты. К исследованию природы (явления на Земле) математику, по - мнению Аристотеля, применять нельзя, так как она имеет дело с постоянными величинами и отношениями, природа же находится в непрерывном движении и очень изменчива.

Первая геоцентрическая систем мира была разработана в Академии Платона. Платон рассматривал Вселенную в виде восьми вложенных друг в друга прозрачных сфер, состоящих из эфира, совершающих равномерное вращение вокруг общего центра – шарообразной Земли и несущих каждая по одной известной в древнем мире планете. Платон в значительной степени пересказал учение пифагорейцев. Именно у него впервые встречается упоминание о «гармонии сфер» - о музыке, звучащей при движении небесных светил. Лунная сфера была границей, делившей Вселенную на две области: надлунный и подлунный мир. В геоцентрической модели Аристотеля непосредственно к Земле примыкает водная оболочка, затем следует воздушная, вслед за которой идёт огненная. Твёрдые вещества, над которыми главенствует Земля, падают вниз «к своему естественному месту», в центр Вселенной, а пламя, поднимается вверх, также в поиске своего естественного места. В трактате «Метеорологика» к телам, принадлежащим воздушной оболочке, помимо облаков он ошибочно относит метеоры, кометы и Млечный Путь.

В системе мира и во всей физике Аристотеля Земля могла занимать только центральное положение, так как естественные движения могут происходить только отвесно вверх или вниз. Это направление движения задаёт единый центр притяжения. Разрушить эту концепцию удалось только в Новое время, благодаря трудам Галилей и Ньютона. Интересно, что шарообразность Земли доказывается Аристотелем наблюдениями. Во-первых, во время затмений Луны край тени на её диске всегда имеет форму дуги. Во-вторых, наблюдения звёзд с очевидностью доказывают не только то, что Земля круглая, но и то, что она небольшого размера. «Если мы немного перемещаемся к югу или северу, - пишет Аристотель в книге «О небе», - то горизонт явно становится другим: картина звёздного неба значительно меняется. Так, некоторые звёзды, видимые в Египте не видны в северных странах и наоборот. Из этого ясно не только то, что Земля круглой формы, но и то, что она небольшой шар. Иначе мы не замечали бы указанных изменений столь быстро в результате столь незначительных перемещений». После восьмой сферы (сферы неподвижных звёзд) он рассматривает ещё две неподвижные сферы: сферу Перводвигателя (девятое небо) и сферу пребывания Бога и душ праведников – Эмпирей (десятое небо). Аристотель полагал, что Вселенная не безгранична и вся целиком умещается в пределах десятой сферы. Аристотелевская модель Вселенной спустя тысячелетие вдохновила великого итальянского поэта Средневековья Данте Алигьери (1265-1321) на создание «Божественной комедии».

Великий живописец эпохи Возрождения Рафаэль Санти (1483 -1520) на своей фреске «Афинская школа» наглядно изобразил различия между двумя великими мыслителями античности: Платоном им Аристотелем. На фреске изображён процесс рационального поиска истины - излюбленная тема той эпохи. Оба персонажа изображенные в центре композиции – Платон и Аристотель. Платон держит в руке свой трактат «Тимей» и указывает пальцем вверх, а Аристотель - своё сочинение «Этика», другой рукой указывая вперёд, причём ладонь его обращена вниз. Он живёт «здесь и сейчас» и весь мир открывается перед ним через чувства. Рафаэль использовал свой традиционный приём, передав самые сложные идеи с помощью простых образов, и в этих жестах обоих философов он выразил суть их учений. Так Небо, на которое указывает Платон, символизирует мир идей, а Земля, Аристотель обращается к земному миру, с которого начинается познание истин, составляющих основу современного естествознания. «Прогресс науки во многом зависит от поиска вопросов, которые нуждаются в ответах. Правильной мерой философской системы или научной теории является не то, насколько хорошо они предвосхитили современную научную мысль, а то, насколько успешно они разрешали научные и философские проблемы своего времени… Я оцениваю прошлое по стандартам современности только с целью подвести к пониманию того, как трудно было даже для такого умного человека как Аристотель, научиться познавать природу. Ничего из того, что стало обычной практикой в современной науке, не является очевидным для человека, который никогда не видел, как это делается» [22]. Философская система Аристотеля стала настоящим локомотивом, ведущим за собой всю науку нескольких последующих веков. Смерть Аристотеля знаменовала конец классического периода и начало новой эпохи, которая отмечена гораздо более яркими научными достижениями – эпохи эллинизма.

Вопросы

1.В чём сходство подходов к решению математических задач у древних египтян и вавилонян и что их отличает от подходов древних греков Фалеса и Пифагора?

 

2.Чем отличаются взгляды древнегреческих стихийных материалистов от взглядов атомистов?

 

3. Один из создателей квантовой механики В.Гейзенберг писал: «Мне думается, что современная физика со всей определённостью решает вопрос в пользу Платона. Мельчайшие единицы материи, в самом деле, не физические объекты в обычном смысле слова, они суть формы, структуры или идеи, о которых можно говорить однозначно только на языке математики». В чём особенность атомизма Платона и что его роднит с современной квантовой механикой?

 

4.Древнегреческий философ Зенон Элейский знаменит своими непростыми задачами – апориями(от греч., aporia – безвыходное положение). Апория «дихотомия» - (греч., dichotomia – разделение надвое) имела целью доказать невозможность движения. Из рассуждений Зенона следует, что оно даже не может начаться. Чтобы пройти какое – либо расстояние, надо сначала пройти половину его, а ещё раньше четверть и т.д. Продолжая делить пополам всё уменьшающиеся отрезки, мы никогда не закончим деления и, следовательно, не начнём движение. Какую логическую ошибку допускал Зенон?

 

5.Аристотель делил все движения на два класса: естественные и насильственные. Как он объяснял свою классификацию?

 


[1] Льоцци. М.История физики. М.: Мир.1970. С.7

[2]Шумихин С., Шумихина А. Число π. История длиной в 4000 лет. М.:Эксмо. 2011.С.8

[3]Cтюарт Й. Укрощение бесконечности. История математики от первых чисел до теории хаоса. М.Манн, Иванов и Фарбер. 2019. С.30

[4]Розенбергер Ф. История физики в четырёх книгах. Кн.1. История физики в Древности и в Средние века. М.: Книжный дом «Либроком». 2010. С.8

[5]Вайнберг С. Объясняя мир. Истоки современной науки. М.: Альпина-нон-фикшн. 2016. С.18

[6]Богомолов А.С. Античная философия (история философии). М.: Высшая школа. 2006. С.67

[7]Антология мировой философии. Античность. М.: 2001. С.48

[8]GregoryVlastos, Platos Universe, University of Washington Press, Seattle, 1975. P.217

[9]Вайнберг С. Объясняя мир. Истоки современной науки. М.: Альпина-нон-фикшн. 2016. С.21

 

[10]Аристотель. Метафизика/Пер. А.В.Кубицкого. М.;Л:Соцэкгиз, 1934. С.26-27.

 

[11]Булюбаш Б.В. История естествознания от античности до Ньютона. Н.Новгород. 2007. С.8.

[12]Пономарёв Л.И. Под знаком кванта. М.: Физматлит. 2006. С.16.

[13]Сабирова Ф.М. Развитие организационных форм физической науки (от античности до середины ХХ века). Казань. Изд-во МОиН РТ. 2010. С.9.

[14]Аристотель. Метафизика/Пер. А.В.Кубицкого. М.;Л:Соцэкгиз, 1934. С.62.

[15]Булюбаш Б.В. История естествознания от античности до Ньютона. Н.Новгород. 2007. С.11.

[16] Вайнберг С. Объясняя мир. Истоки современной науки. М.: Альпина-нон-фикшн. 2016. С.36

[17] Розенбергер Ф. История физики в четырёх книгах. Кн.1. История физики в Древности и в Средние века. М.: Книжный дом «Либроком». 2010. С.19.

 

[18]Барнс Д. Аристотель. Краткое введение. М.: Астрель. 2006.С.9.

 

[19]Аристотель. Сочинения. Т.3. «Физика». Книга 3. Гл.8. М.: Мысль. 1978. С.86.

 

[20]Аристотель. Сочинения. Т.3. «Физика». Книга 3. Гл.8. М.: Мысль. 1978. С.508.

[21]Вайнберг С. Объясняя мир. Истоки современной науки. М.: АНФ. 2016. С.48.

 

[22]Вайнберг С. Объясняя мир. Истоки современной науки. М.: АНФ. 2016. С.48.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: