Учение Аристотеля вершина античной натуральной философии

5. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ВЕРШИНА АНТИЧНОЙ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Современное естествознание - это совокупность наук о природе. Оно вышло из натуральной философии, где анализ шёл рядом с синтезом знаний. Древние, обобщая наблюдения за природой, пытались выявить причинно-следственные связи и на основе эмпирического базиса установить отдельные закономерности. Первая значительная попытка создания единого учения о природе и научная систематизации знаний была предпринята Аристотелем (384 – 322 г. до н.э.). « Аристотель умер осенью 322 г. до н.э. Ему было 62 года, и он находился в зените славы. Это был настоящий учёный, научные исследования которого были всеобъемлющими, а философские размышлении – глубокими; учитель, завораживающий и вдохновлявший самых ярких представителей молодёжи Греции; государственный деятель, живший активной жизнью в неспокойном мире. Для античной цивилизации он был своего рода интеллектуальным колоссом. Никто до него не сделал так много для образования. Никто после него не смог превзойти его достижений» - писал о нём профессор Джонатан Барнс[18]. Он считал, что «язык Аристотеля был выразителен, краток, резок, его аргументы выражены сжато, его мысль глубока».

Ему удалось создать настоящие энциклопедии, отражающие результат сотрудничества многих поколений исследователей природы. Можно выбрать любую область исследований, и окажется, что Аристотель оставил в ней свой след. Обширный материал, сведённый им в единую систему, в течение последующих двух тысячелетий служил каркасом всех естественных наук. Аристотель был не только собирателем фактов, но и абстрактным мыслителем, философские идеи которого отличаются широким диапазоном.Он классифицировал все виды знаний, выделив: 1) теоретические (умозрительные) - математика, физика и философия (теология); 2) практические - этика и политика; 3) творческие (продуктивные) – искусство и ремёсла.Физику он отнёс к умозрительным наукам и основной приём, которым он пользовался, в современной методологии представляет собой метод дедукции.

Аристотель родился в Стагире во Фракии в семье придворного врача царя Аминты III. В 366 г. до н.э. он переехал в Афины, где стал учеником Академии Платона. Платон и Аристотель принадлежали к аристократии и не признавали афинскую демократию. Платон симпатизировал Спарте, Аристотель, считая спартанцев невежественными, свои симпатии отдавал македонской монархии. Он считал, что если вовремя позаботиться о просвещении македонских вождей, то греческая наука может расцвести в новой македонской державе. В 343 г. до н.э. Аристотель был призван ко двору македонского царя Филиппа II в Миезу и стал обучать наукам его сына Александра (356 - 323 г. до н.э.). При этом учёный поставил условие: он будет учить не одного Александра, а группу его друзей – ровесников, чтобы новый царь получил команду единомышленников. Этот шаг увенчался блестящим успехом. Новая македонская элита покорила весь Ближний Восток и установила просвещённую монархию. Находясь под покровительством своего бывшего ученика, Аристотель в 339 г. до н.э. создаёт в Афинах школу – Ликей, названную так по имени священного сада Аполлона Ликейского, в котором она была расположена, и руководит ею 13 лет. Аристотель верил, что познание и обучение неразделимы. Свои исследования он часто поводил в обществе учёных коллег и сообщал результаты исследований своим ученикам во время прогулок по зелёным аллеям. Поэтому школа имела название «перипатетической» - от греч. «перипатос» - прогуливающиеся. Во многих дискуссиях учёный начинал с того, что сообщал краткую предысторию спорного вопроса и мнения, которых придерживались его предшественники. После чего излагал свою точку зрения. После смерти Александра верх в Афинах взяла антимакедонская реакция и Аристотелю пришлось искать убежище в Халкиде, где он вскоре и умер, оторванный от активной научной жизни.

 Сочинения Аристотеля в форме диалогов в основном утрачены, тогда как труды, написанные в повествовательной манере, почти все сохранились. До Аристотеля в античном мире книг о природе никто не писал. Среди них трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика», которые образуют единое целое. Слово «физика» (греч., «ϕνσιζ» - «природа») ввёл сам Аристотель. Слово «метафизика» придумал издатель сочинений Аристотеля, назвав так том, следующий за «Физикой», что, по – гречески, и значит «мета – физика». Фактически в этом труде Аристотель рассуждал о пред – физике, или о первофилософии – о самых общих основах любого знания.

Аристотелева программа биологии сохранилась практически до появления генетики. Когда в XVII веке началось триумфальное шествие математического естествознания, биологию не стремились математизировать. Известно высказывание Канта о том, что живой организм есть абсолютная граница, которую не может переступить естественная наука (имея в виду науку математическую). «История животных», написанная Аристотелем, принадлежит к числу самых замечательных произведений античности. Созданная им систематика животного мира, сохранилась вплоть до времён К.Линнея (1707 - 1778). По предложению Аристотеля был создан первый в мире зоологический сад. Александр Македонский поручил своему учителю организацию и управление этим огромным предприятием, дав ему в помощь несколько тысяч человек: охотников, птицеловов, рыбаков, пастухов. Собранные этими людьми сведения о животном и растительном мире помогли Аристотелю написать около 50 книг. Большая часть из них не сохранилась, но и то, что уцелело, свидетельствует о научном подходе ко всем явлениям природы. Задумываясь над тем, что отличает живой мир от неживого, Аристотель полагал, что в мире существует различного рода «психе», то есть души. Растения обладают душами низшего порядка. Они вбирают в себя питательные вещества и размножаются. Животные имеют ещё одно свойство – они умеют двигаться и испытывают боль. Человек, сверх того умеет мыслить и контролировать свои действия. Аристотель пытался систематизировать живые организмы, составляя иерархическую лестницу жизни и раскрыть тайну жизни, утверждая, что для возникновения живого организма из мёртвой материи необходимо действие специальной силы творения – «энтелехии». Энтелехия (от греч. еntelecheia, завершение, осуществление) способ бытия вещи, внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат. Для человека - это душа, полученная свыше, распоряжающаяся формированием, изменениями и деятельностью его тела. Для семени (ореха) - это внутренняя сила, благодаря которой из него вырастает дерево (растениям, по Аристотелю, также присуща душа). Он изучал возможность самозарождения жизни низших организмов и переходные фазы организмов. Как бы мы сейчас сказали – в его уме зарождалась идея эволюции.

 «Физика» представляет собой различные очерки о природе. С современных позиций физическая картина мира, построенная Аристотелем в большей степени не верна, но наряду с этим в его учении мы находим и величайшие прозрения. Особый интерес представляет учение о движении, которое просуществовало почти 2000 лет и стало подвергаться критике лишь в эпоху Возрождения. Движению Аристотель придавал значительно более широкий смысл, чем принято в физике со времён Галилея. Под движением он понимал любое качественное или количественное изменение. Такое широкое понимание движения позволяет ему утверждать, что в природе всё есть движение.Частному понятию – изменению положения тела в пространстве он дал наименование – «локальное движение» (в современной физике – механическое движение). Локальные движения в свою очередь подразделяются на естественные (стремлению тел к своему месту) и насильственные.

Единство мира нарушается в системе Аристотеля разделением подлунного мира, в котором вещи возникают, разрушаются и исчезают, и надлунного, мира небесных сфер – вечного, неизменного и нерушимого. Это разделение не было чисто априорным положением. Оно основывалось на наблюдениях. На небесной сфере не было столь заметных изменений, хотя астрономические наблюдения продолжались непрерывно многие века. Естественные движения, согласно Аристотелю, бывают прямолинейными и круговыми. Падение тяжёлых тел вниз и подъём лёгких – вверх (согласно концепции об элементах стихий, разработанных его учителем Платоном - это движение вполне закономерно: тяжёлые объекты падают на землю, так как их основной элемент земля, а дым, представляющий собой огонь и воздух – стремится вверх «к своему месту»). Круговые движения  свойственны исключительно небесным объектам. Это - движение звёзд, Солнца и Луны. К насильственному движению он относил все движения под влиянием других тел, которые он называл двигателями. Например, на земле двигателем может быть лошадь, везущая повозку. Регулярность и вечность круговращения звёзд также должны были иметь какую – то причину и цель. Аристотель усматривал их в неподвижном перводвигателе, сообщающем движение всем сферам, к которым прикреплены звёзды, и центр которых (сфер) совпадает с центром Земли. Если представление о перводвигателе было понятием, безусловно, метафизическим и даже теологическим, то помещение Земли в центре мироздания соответствовало наблюдениям – звёзды обращались вокруг Земли. К четырём стихиям Платона Аристотель добавляет эфир, как альтернативу пустоте атомистов. Огромный авторитет Аристотеля стал причиной того, что в эпоху античности и средневековья атомизм Демокрита был вытеснен стихийным материализмом.

Траектория ядра или тела, брошенного под углом к горизонту, по Аристотелю состоит из трёх частей: первая часть – прямолинейная наклонная, третья – прямолинейная – вертикальная, а вторая – круговая соединяющая первую с третьей. Эта точка зрения продержалась до 1546 года, когда появился труд Николо Тартальи «Проблемы и различные изобретения». Но каким же образом тело поддерживает своё движение? Причина этого не может крыться ни в самом теле, ни в механизме, который привёл тело в движение, значит, она кроется в среде. И Аристотель придумывает замысловатую теорию, согласно которой брошенное тело непрерывно подталкивается, как парус на ветру, воздухом, стремящимся занять место, освобождаемое телом при движении.

В динамике Аристотеля скорость тела прямо пропорциональна приложенной силе и обратно пропорциональна сопротивлению среды. Отсюда следует, что в пустоте, где сопротивление среды отсутствует, скорость тела была бы бесконечно большой. Это следствие настолько противоречит обыденным представлениям, что Аристотель, используя очередное логическое построение, приходит к выводу о невозможности существования пустоты в природе. В «Физике» он пишет: «… не существует пустоты как чего-то отдельного…Если через тончайшую среду тело проходит за некоторое время такую-то длину, то при движении через пустоту его скорость по отношению в скорости в среде превзойдёт всякое отношение» [19]. Боязнь пустоты стала впоследствии основой аристотелевской физики и полемизировалась вплоть до Нового времени.

      

 

Вторым непосредственным следствием Аристотелевской динамики был вывод о том, что скорость падения тела в данной среде пропорциональная весу (в современном прочтении - массе) тела. Этот вывод также соответствовал наблюдениям (яблоко падает с дерева быстрее листа), но не подтверждён в ходе дальнейшего развития науки. К современной науке ближе стоят исследования Аристотеля по статике. Он даёт формулировку правила равновесия рычага для равноплечих весов, описывает действие блоков. В трудах Аристотеля содержится много сведений из области музыки, метеорологии, даётся правильное объяснение процесса распространения звука в воздухе, возникновения эха, делается попытка экспериментального определения веса воздуха. Например конечность скорости звука он установил, наблюдая, что звук от удара молнии и звук от удара гребцов триремы по воде приходит с запаздыванием [20]. Весь этот комплекс сведений достоин самого глубокого уважения и ещё раз показывает, что аристотелевская физика была основана на наблюдениях и очень редко на опытах. Ей не хватало аналитической обработки экспериментальных данных и осторожности в обобщениях. Через все работы Аристотеля красной нитью проходит тип классификации, ставший в дальнейшем препятствием для развития науки. Он настаивал на разделении естественного и искусственного (понимая под этим экспериментирование) и считал достойным своего внимания только природу. В то время исследователи не чувствовали, что при изучении явлений в искусственных условиях можно выяснить такие вещи, которые не могут быть обнаружены путём простых наблюдений. Пренебрежение к эксперименту было в большей степени связано ещё и с тем, что постановка эксперимента считалась ремеслом, и значит уделом низших слоёв. При дальнейшем развитии естественных наук стало ясно, что отсутствие опытной проверки теоретических допущений не позволяет установить надёжных физических законов. С.Вайнберг пишет: «Я оцениваю прошлое по стандартам современности только с целью подвести к пониманию того, как трудно было даже для такого умного человека как Аристотель, научиться познавать природу. Ничего из того, что стало обычной практикой в современной науке, не являлось очевидным для человека, который никогда не видел, как это делается» [21]. Однако Аристотелю нужно отдать должное, так как он создал теорию о законах мышления, которое приводит к истинным знаниям. Он впервые показал, что новые истинные знания можно получить из других истинных знаний, если они связаны между собой определённым образом. Такого рода связь он назвал силлогизмом. Разрабатывая теорию суждений и понятий, он сформулировал основные правила и законы элементарного мышления, что в целом составило предмет формальной логики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: