Передачи. 7. 1. Общие сведения и классификация передач

Передаточным механизмом (механической передачей или просто пере-дачей) называют совокупность соединенных друг с другом подвижных и неподвижных деталей, предназначенных для передачи движения в прост-ранстве и (или), при необходимости, для преобразования движения одной или нескольких деталей (звеньев) в требуемые движения других деталей (звеньев ).

Основные причины применения передач:

- необходимость согласования скоростных режимов, например, двигателей с скоростными режимами рабочих органов какого – либо устройства (напри-мер, частоты вращения двигателей внутреннего сгорания, большинства элек-тродвигателей переменного тока не совпадают с частотами вращения рабочих органов агрегатов);

- необходимость регулирования в широких пределах скоростных и сило-вых режимов технологического оборудования, транспортных, сельскохозяй-ственных машин и других устройств. Между тем регулирование скоростных параметров двигателем не всегда возможно либо экономически не выгодно;

- нередко требуется не только передать движение от двигателя к рабочему органу какой – либо машины, но и преобразовать, например, вращательное движение в поступательное с определенным законом движения, возвратно – колебательное или иное.

Во многих отраслях народного хозяйства применяются механические, электромеханические, гидравлические, пневматические и другие передачи как самостоятельные, так и в сочетании друг с другом. В нашем курсе будут рас-сматриваться только механические передачи, получившие наиболее широкое применение: 1. Ременные. 2. Фрикционные. 3. Зубчатые. 4.Червячные. 5. Цеп-ные. 6. Планетарные. 7. Волновые. 8. Винт – гайка.

Все механические передачи можно подразделить на две основные группы:

1 – передачи, основанные на использовании сил трения непосредственным

контактом (фрикционные) и с гибкой связью (ременные);

2 – передачи, основанные на зацеплении с непосредственным контактом поверхностей звеньев (зубчатые, червячные) и с гибкой связью (цепные, зубчато - ременные).

Кинематические схемы некоторых передаточных механизмов приведены на рис.7.1.

Рис.7.1. Кинематические схемы передач: а – зубчатой; б – ременной; в –

цепной; г – фрикционной (лобовой); д – винт – гайка; е - волновой

 

Передачи характеризуются:

- передаваемой мощностью (N1 на входе или N2 на выходе, кВт или Вт);

- быстроходностью (частотой вращения n1 (n2) или угловой скоростью ω1

2) на входе (на выходе));

- передаточным отношением*

                                     i= n1/n2 = ω12;                                               (7.1.1)

- коэффициентом полезного действия (к.п.д.)

                                     η = N2/ N1.                                                     (7.2.2)

*Под передаточным отношением понимают отношение кинематических

характеристик ведущего звена механизма к соответствующим кинематическим

характеристикам ведомого звена. Кинематические характеристики – линейные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

или угловые скорости, частоты вращения этих звеньев или перемещения.

В зависимости от назначения передачи проектируют с постоянным передаточным отношением (i - const) и переменным (регулируемым).

У передач с постоянным передаточным отношением может быть:

- i > 1 (n1 > n2) – понижающая передача (ее часто называют «редуктор»);

- i < 1 (n1 < n2) – повышающая передача (ее называют «мультипликатор»).    

У передач с переменным передаточным отношением регулирование передаточного отношения может быть ступенчатым (их называют коробки скоростей – зубчатые, ременные со ступенчатыми шкивами и др.) и бесступенчатым (их называют вариаторы – ременные, цепные, фрикционные).

Зависимости между основными и производными параметрами передач:

- передаваемая мощность (кВт) N = Ft ·υ/(1020•60),

    где Ft – окружная (тангенциальная) сила, передаваемая вращающимся 

                  звеном (деталью) передачи, Н;

           υ – окружная скорость точки, в которой действует сила Ft, м/мин.

  - крутящий момент на соответствующем валу Мкр = 9555· N/n;

- связь между крутящими моментами соседних валов Мкр2 = Мкр1· i ·η,

где i и η – передаточное отношение и к.п.д. в линии передачи движения

(между валами – зубчатые колеса, звездочки, подшипники и др.).

Вопросы для самоподготовки:

1. Каково основное назначение механических передач?

2. Какие принципы передачи движения используются в передачах?

3. Приведите примеры передачи движения от источника энергии рабочему

органу какого – либо устройства без передаточного механизма.

4.Назовите достоинства и недостатки фрикционных передач.

5.Каково назначение коробок скоростей с бесступенчатым регулированием

передаточного отношения?

6. Приведите пример передачи, преобразующей вращательное движение в

поступательное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: