Передаточным механизмом (механической передачей или просто пере-дачей) называют совокупность соединенных друг с другом подвижных и неподвижных деталей, предназначенных для передачи движения в прост-ранстве и (или), при необходимости, для преобразования движения одной или нескольких деталей (звеньев) в требуемые движения других деталей (звеньев ).
Основные причины применения передач:
- необходимость согласования скоростных режимов, например, двигателей с скоростными режимами рабочих органов какого – либо устройства (напри-мер, частоты вращения двигателей внутреннего сгорания, большинства элек-тродвигателей переменного тока не совпадают с частотами вращения рабочих органов агрегатов);
- необходимость регулирования в широких пределах скоростных и сило-вых режимов технологического оборудования, транспортных, сельскохозяй-ственных машин и других устройств. Между тем регулирование скоростных параметров двигателем не всегда возможно либо экономически не выгодно;
|
|
- нередко требуется не только передать движение от двигателя к рабочему органу какой – либо машины, но и преобразовать, например, вращательное движение в поступательное с определенным законом движения, возвратно – колебательное или иное.
Во многих отраслях народного хозяйства применяются механические, электромеханические, гидравлические, пневматические и другие передачи как самостоятельные, так и в сочетании друг с другом. В нашем курсе будут рас-сматриваться только механические передачи, получившие наиболее широкое применение: 1. Ременные. 2. Фрикционные. 3. Зубчатые. 4.Червячные. 5. Цеп-ные. 6. Планетарные. 7. Волновые. 8. Винт – гайка.
Все механические передачи можно подразделить на две основные группы:
1 – передачи, основанные на использовании сил трения непосредственным
контактом (фрикционные) и с гибкой связью (ременные);
2 – передачи, основанные на зацеплении с непосредственным контактом поверхностей звеньев (зубчатые, червячные) и с гибкой связью (цепные, зубчато - ременные).
Кинематические схемы некоторых передаточных механизмов приведены на рис.7.1.
Рис.7.1. Кинематические схемы передач: а – зубчатой; б – ременной; в –
цепной; г – фрикционной (лобовой); д – винт – гайка; е - волновой
Передачи характеризуются:
- передаваемой мощностью (N1 на входе или N2 на выходе, кВт или Вт);
- быстроходностью (частотой вращения n1 (n2) или угловой скоростью ω1
(ω2) на входе (на выходе));
- передаточным отношением*
i= n1/n2 = ω1/ω2; (7.1.1)
- коэффициентом полезного действия (к.п.д.)
|
|
η = N2/ N1. (7.2.2)
*Под передаточным отношением понимают отношение кинематических
характеристик ведущего звена механизма к соответствующим кинематическим
характеристикам ведомого звена. Кинематические характеристики – линейные
или угловые скорости, частоты вращения этих звеньев или перемещения.
В зависимости от назначения передачи проектируют с постоянным передаточным отношением (i - const) и переменным (регулируемым).
У передач с постоянным передаточным отношением может быть:
- i > 1 (n1 > n2) – понижающая передача (ее часто называют «редуктор»);
- i < 1 (n1 < n2) – повышающая передача (ее называют «мультипликатор»).
У передач с переменным передаточным отношением регулирование передаточного отношения может быть ступенчатым (их называют коробки скоростей – зубчатые, ременные со ступенчатыми шкивами и др.) и бесступенчатым (их называют вариаторы – ременные, цепные, фрикционные).
Зависимости между основными и производными параметрами передач:
- передаваемая мощность (кВт) N = Ft ·υ/(1020•60),
где Ft – окружная (тангенциальная) сила, передаваемая вращающимся
звеном (деталью) передачи, Н;
υ – окружная скорость точки, в которой действует сила Ft, м/мин.
- крутящий момент на соответствующем валу Мкр = 9555· N/n;
- связь между крутящими моментами соседних валов Мкр2 = Мкр1· i ·η,
где i и η – передаточное отношение и к.п.д. в линии передачи движения
(между валами – зубчатые колеса, звездочки, подшипники и др.).
Вопросы для самоподготовки:
1. Каково основное назначение механических передач?
2. Какие принципы передачи движения используются в передачах?
3. Приведите примеры передачи движения от источника энергии рабочему
органу какого – либо устройства без передаточного механизма.
4.Назовите достоинства и недостатки фрикционных передач.
5.Каково назначение коробок скоростей с бесступенчатым регулированием
передаточного отношения?
6. Приведите пример передачи, преобразующей вращательное движение в
поступательное.