7.2. Зубчатые передачи
а. Общие сведения о зубчатых передачах
Зубчатой называют передачу (механизм) с использованием зубчатых колес, имеющих выступы определенных размеров и формы (зубьев), позволяющих передать окружное усилие зубьями одного колеса зубьям другого колеса – рис.7.2.1.

Рис.7.2.1.Схемы зубчатых передач: а-г– с параллельными осями валов с цилин- дрическими колесами с прямыми (а), косыми (б) и шевронными зубьями (в) с внешним (а - в) и внутренним зацеплением (г); е –з – с пересекающимися осями валов и коническими колесами с прямыми (е), косыми (ж) и круговыми (з) зубьями; д – зубчато-реечная передача; и – с пересекающимися осями колес – винтовые (и) передачи
Зубчатые передачи по схеме зацепления зубчатых колес могут быть:
- с внешним зацеплением (рис.7.2.1, а -в);
- с внутренним зацеплением, т.е. малое колесо находится в зацеплении с зубча-
тым венцом внутренней поверхности большего колеса (рис.7.2.1, г).
По расположению осей колес зубчатые передачи подразделяются на:
- передачи с параллельными осями цилиндрических колес (рис.7.2.1, а - г);
-передачи с пересекающимися осями колес(конические передачи– рис.7.2.1,е-з);
|
- передачи с перекрещивающимися осями
колес (рис.7.2.1, и; рис.7.2.2);
- зубчато-реечные передачи (рис.7.2.1, д).
По форме и расположению осей зубьев
колес зубчатые передачи могут быть:
- прямозубые (оси зубьев параллельны
оси колеса – рис.7.2.1, а, г, д, е); Рис.7.2.2.Схема гипоидной передачи
|
- косозубые (оси зубьев составляют с осью
колеса угол β – рис.7.2.1, б, рис.7.2.3, б);
- с круговыми зубьями (зубья выполнены
по дуге окружности – рис.7.2.1, з; рис.3, в).
Разновидностью косозубой передачи
является шевронная передача – одна поло-
вина колес выполнена с косыми зубьями с Рис.7.2.3.Зубчатые колеса с прямы-
правым наклоном, а другая – с левым ми (а), косыми (б) и круговыми (в)
наклоном (рис.7.2.1, в); угол наклона β = 45˚. зубьями
По форме рабочего профиля зубьев в нормальном сечении зубчатые пере-
|
дачи подразделяются на передачи (рис.7.2.4):
- с эвольвентным профилем (эвольвента – ду-
га окружности переменного радиуса);
- с круговыми зубьми (зуб одного колеса – ду-
ги окружности с внешним радиусом, а сопря- Рис.7.2.4.Профили зубьев колес:
гаемого колеса – с внутренним радиусом. а– звольвента; б– дуги окруж-
По степени защищенности зубьев колес ности радиуса R
от окружающей среды зубчатые передачи под разделяются на:
- закрытые, т.е. расположенные в изолированном от внешней среды корпусе –
редукторы, коробки скоростей, дифферециалы автомобилей и др.;
- открытые, т. е. не изолированы полностью от возможного воздействия внеш-
ней среды – от пыли, воды или повышенной влажности и др.
Достоинства зубчатых передач:
1. Возможность передачи мощностей доли ватта до тысячи кВт.
2. Относительно небольшие габариты.
3. Высокая долговечность и надежность работы.
4. Высокий к.п.д. (0,98…0,95).
5. Постоянство передаточного отношения.
6. Широкий диапазон окружных скоростей (и частот вращения) зубчатых
колес – до 150 м/с.
Недостатки:
1. Повышенные требования к точности изготовления.
2. Повышенное шумо – и тепловыделение при работе на высоких скоростях.
3. Относительно высокая материалоемкость.
Для изготовления зубчатых колес используются следующие материалы и методы термической обработки (ТО):
1.Стали конструкционные обыкновенного качества типа Ст.3, Ст.4, Ст.5 с
ТО – улучшение до твердости 200…280 НВ (для малоответственных и малонагруженных открытых и, иногда, закрытых передач).
2.Стали конструкционные качественные среднеуглеродистые типа Сталь 35, Сталь 40, Сталь 45 с ТО – улучшение до 220…280 НВ (для силовых передач средней нагруженности и ответственности).
3.Стали конструкционные низколегированные типа Сталь 35ХМ, Сталь 40Х, Сталь 40ХН с ТО – улучшение до твердости 230…310 НВ (для силовых передач средней нагруженности и ответственности).
4.Стали по п.2 и п.3 с улучшением до соответствующей твердости и после-
дующей, как правило, поверхностной закалкой токами высокой частоты (ТВЧ)
до твердости 36…50 НRC (для силовых средне- и малогабаритных ответствен-
ных и нагруженных передач).
5.Низкоуглеродистые легированные конструкционные стали с цементаци-
ей (науглероживанием) на глубину 0,8…1,4 мм и закалкой до твердости 56…63 HRC (для ответственных тяжелонагруженных и малогабаритных передач).
6.Деформируемые алюминиевые сплавы типа Д16Т, Д20Т с ТО –до твердос-ти 90…120 НВ (для зубчатых передач приборов с m = 0,05…0,20 мм).
7.Латуни типа Л59, Л61, Л63 с твердостью 110…130 НВ (для зубчатых пере- дач приборов, работающих в условиях длительной эксплуатации и агрессивных средах).
8.Капрон А, Б, В, капролон В, полиамид АК 7, текстолит ПТ, гетинакс уда- ропрочный У2-301-07 (для зубчатых передач приборов, работающих в газооб- разных средах без смазки).
Прочностные расчеты зубчатых передач приборов практически не произво-дятся по причине их малонагруженности и малых скоростных режимов работы.
Расчеты силовых зубчатых передач производятся в зависимости от крите-риев работоспособности по напряжениям контактной и изгибной выносливос-ти, минимизации габаритов и долговечности эксплуатации.
Допускаемые напряжения контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев колес из сталей
[σHzi] = σHlimi· kNi·kRi· kVi/SHi, (7.2.1)
где σHlimi = 1,8·НВ + 67 – предельное напряжение контактной выносливости
материала i го колеса после улучшения до твердости ….НВ (мПа),
или σHlimi = 17·НRC+170 – предельное напряжение контактной выносливости
материала i го колеса после улучшения и поверхностной закалки до
твердости ….НRC (мПа),
или σHlimi = 19·НRC– предельное напряжение контактной выносливости мате-
риала i го колеса после улучшения, цементации и поверхностной
закалки до твердости ….НRC (мПа);
kNi = 6√NHσi/Nцi (при этом 1≤ kNi ≤ kNimax) – кэффициент долговечности
контактной прочности, зависящий от ресурса работы i го колеса
(отношения базового и фактического числа циклов нагружения
колеса) – при kNi < 1 принимается kNi = 1, kNimax = 2,6 при обьем-
ной ТО зубьев колеса, kNimax = 1,8 при поверхностной закалке;
kRi – коэффициент, учитывающий влияние параметра шероховатости
зубьев пары – при Rа ≥ 1,5 мкм kRi = 0,9, при Rа < 1,5 мкм kRi = 1,0;
kVi – коэффициент влияния скоростного режима передачи (для
быстроходной пары колес kVi ≈ 1,1…1,15, для тихоходных пар
колес kVi ≈ 1,0…1,1);
SHi - коэффициент запаса прочности зубьев колеса (для обьемно- упрочненных зубьев SHi = 1,1, для поверхностно упрочненных - SHi =1,2).
Базовое число циклов нагружения i го колеса, соответствующее перелому
кривой усталости (т. е. может произойти потеря усталостной прочности) можно найти по формуле:
NHσi = 30· НВi 2,35 ≤ 12· 107 . (7.2.2)
Фактическое число циклов нагружения (общее число оборотов, которое должно совершить i ое колесо за весь срок службы), как правило, задается.
Примечание. Поверхностная твердость зубьев ведущих колес должна быть на 20…100 НВ больше, чем зубьев ведомых колес (для улучшения прирабаты-ваемости и обеспечения равнодолговечности пары), твердость зубьев тихоход-ной пары должна быть на 20…40 НВ меньше твердости зубьев быстроходной пары (для обеспечения равнодолговечности).
Допускаемые напряжения контактной выносливости для косозубой пары с разницей твëрдости поверхности зубъев колëс <20 НВ (НВ1(3) – НВ2(4) <20) и прямозубых пар любой твëрдости зубъев принимается наименьшее из [σ]НZi (колеса или шестерни), определенных по формуле (1). Для косозубых пар с разницей твëрдости зубъев шестерни и колеса ≥20 НВ (НВ1(3) – НВ2(4) ≥20) допускаемые напряжения контактной выносливости зубчатых пар определяют-
ся по формуле:
[σНz1(3)] + [σНZ2(4)]
[σН1(2)] = при условии [σНmin]≤[σН1(2)] ≤ 1,25·[σНmin], (7.2.3)
2,2
где [σ]Нmin – минимальное допускаемое напряжение из 2 х колес пары.
Примечание. Если при расчете [σН1(2)] < [σНmin], то принимается
[σН1(2)] = [σНmin].
Допускаемые напряжения изгибной выносливости i го зубчатого колеса:
[σFzi] = σFlimzi· kNi· kRi· kp/ SFi , (7.2.4)
где σFlimzi – предел изгибной выносливости, зависящий от способа упрочне-
ния и твëрдости сердцевины зубъев колеса;
kNi =m√4·106/Nцi (при условии 1≤ kNi ≤ kNimax) – коэффициент долговеч-
ности по изгибу, зависящий от ресурса работы зубчатого колеса
(m = 6 - для шлифованных, хонингованных и накатанных зубъев
любой твëрдости и для колëс с НВ ≤ 350; m = 9 – для колëс с НВ>
350 и не подвергающихся финишной обработке), при этом kNimax= 4-
для объëмно упрочненных колëс (улучшение, объëмная закалка) и
kNimax= 2,5 для поверхностно упрочнëнных колëс (если фактическое
число циклов нагружения Nцi ≥ 4·106, то kNi = 1);
kRi – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости впадины меж-
ду зубъями (для зубчатых колëс, не подвергающихся финишной
обработке, kRi =1,0, а для шлифованных и хонингованных–kRi =0,9);
kp – коэффициент, учитывающий влияние реверса (возможности изме-
нения направления вращения зубчатых колëс и валов – это задается
в ТЗ или принимает сам разработчик) – для нереверсивных зубча-
тых передач (процессе эксплуатации направление вращения колес не
меняется) kp = 1,0; для реверсивных передач с улучшенными коле-
сами kp= 0,65, с закаленными и цементованными зубъями kp= 0,75,
с азотированными зубъями kp = 0,9;
SFi – коэффициент запаса прочности: для поверхностно закалëнных, це-
ментованных, нитроцементованных и азотированных колëс SFi =
1,55, для улучшенных - SFi = 1,7.
б. Передачи с цилиндрическими колесами
При работе передачи с прямозубыми и косозубыми колесами в точках соп-
ряжения зубьев со стороны зуба одного колес на зубья другого колеса действу-
ет сила F нормально поверхности зуба (эвольвенте) – рис.7.2.5.
|
Эту силу F можно разложить на сос-
тавляющие:
- тангенциальную (окружную) силу Ft
нормально радиусу-вектору о-о, прове-
денного в точку сопряжения из осей колес
Ft = 2Мкр/dд; (7.2.5) - радиальную силу Fr, действующую Рис.7.2.5.Схема сопряжения и пере-
вдоль радиуса-вектора дачи сил зубчатыми колесами
Fr = Ft • tg20˚/соsβ; (7.2.6)
- осевую силу Fо (в косозубых передачах), действующую вдоль оси колеса
Fо = Ft• tgβ. (7.2.7)
|
Зубчатые колеса с эвольвентным профилем зубьев (ГОСТ 13755-68) имеют следующие ге-
ометрические параметры (рис.7.2.6):
- αω – угол зацепления (угол между вектором
действующей со стороны зуба колеса силы и
перпендикуляром к плоскости, проходящей
через оси вращения сопрягаемых колес);
- m – модуль зацепления - отношение шага
t, т.е. расстояние между одноименными точ-ками 2 х соседних зубьев колеса по делитель-
ному диаметру, к числу π: Рис.7.2.6.Схема зацепления
m = t/π; (7.2.8) зубчатых колес
- dд – диаметр делительной окружности колеса (по которому обкатывается без
проскальзывания зубья режущего инструмента при изготовлении колес):
dд = m·z/cosβ, (7.2.9)
где z – число зубьев у колеса, β – угол наклона зубьев к оси колеса);
- de – диаметр окружности выступов зубчатого колеса (наибольший диаметр
зубчатого колеса):
de = dд + 2m = m·z/cosβ + 2m; (7.2.10)
- dв – диаметр окружности впадин зубчатого колеса (с учетом зазора между
диаметрами выступов и впадин зубчатых колес):
dв = dд – 2,5m = m·z/cosβ – 2,5m. (7.2.11)
Важным параметром передачи является межосевое расстояние (расстояние между осями 2 х сопряженных зубчатых колес):
А = m· (z1 + z2)/(2·cosβ), (7.2.12)
где z1 и z2 – число зубьев 1 го и 2 го колеса (ведущего и ведомого) пары.
Примечание. Для прямозубых колес β = 0˚.
Достоинства косозубых передач:
- более плавная передача крутящего момента, чем у прямозубых передач;
- большая нагрузочная способность (на 10…15%), чем у прямозубых передач.
К недостаткам следует отнести наличие осевой силы Fо, дополнительно нагружающей валы и подшипники зубчатой передачи.
Передаточное отношение:
а – зубчатое пары (рис.7.2.7, а) i = n1 /n2 = ω1 / ω2 = z2/z1, (7.2.13)
б – последовательно соединенных зубчатых пар (рис.7, б)
iо = n1 /ni = ω1 / ωi = z2/z1· z4/z3· z6/z5· z8/z7. (7.2.14)
a б
n1
z1 n1 ni
z2 z1 z4 z5 z8
n2
z2 z3 z6 z7
Рис.7.2.7. Кинематические схемы зубчатых передач: а - пары колес;
б – последовательно соединенных пар колес
В понижающих зубчатых передачах число зубьев ведущих колес выбира-ют минимальным, а ведомых - большим (в повышающих передачах, наоборот). Передаточное отношение одной пары колес редко превышает 8. Но с уменьше-нием числа зубьев колеса толщина основания зуба (ножки) и у вершины утоня-ются (уменьшается радиус эвольвенты поверхности зубьев) и, в результате, снижается прочность зубьев, т. е. их нагрузочная способность.
Рекомендуемые минимально допустимые числа зубьев (zmin) колес при
различных углах наклона зубьев β приведены в табл.7.2.1.






