Зубчатые передачи

  7.2. Зубчатые передачи

а. Общие сведения о зубчатых передачах

Зубчатой называют передачу (механизм) с использованием зубчатых колес, имеющих выступы определенных размеров и формы (зубьев), позволяющих передать окружное усилие зубьями одного колеса зубьям другого колеса – рис.7.2.1.

Рис.7.2.1.Схемы зубчатых передач: а-г– с параллельными осями валов с цилин- дрическими колесами с прямыми (а), косыми (б) и шевронными зубьями (в) с внешним (а - в) и внутренним зацеплением (г); е –з – с пересекающимися осями валов и коническими колесами с прямыми (е), косыми (ж) и круговыми (з) зубьями; д – зубчато-реечная передача; и – с пересекающимися осями колес – винтовые (и) передачи

Зубчатые передачи по схеме зацепления зубчатых колес могут быть:

- с внешним зацеплением (рис.7.2.1, а -в);        

- с внутренним зацеплением, т.е. малое колесо находится в зацеплении с зубча-

тым венцом внутренней поверхности большего колеса (рис.7.2.1, г).

По расположению осей колес зубчатые передачи подразделяются на:

- передачи с параллельными осями цилиндрических колес (рис.7.2.1, а - г);

-передачи с пересекающимися осями колес(конические передачи– рис.7.2.1,е-з);

- передачи с перекрещивающимися осями

колес (рис.7.2.1, и; рис.7.2.2);

- зубчато-реечные передачи (рис.7.2.1, д).    

По форме и расположению осей зубьев

 колес зубчатые передачи могут быть:

- прямозубые (оси зубьев параллельны

оси колеса – рис.7.2.1, а, г, д, е);              Рис.7.2.2.Схема гипоидной передачи                                                                     

- косозубые (оси зубьев составляют с осью 

колеса угол β – рис.7.2.1, б, рис.7.2.3, б);

- с круговыми зубьями (зубья выполнены         

по дуге окружности – рис.7.2.1, з; рис.3, в).  

Разновидностью косозубой передачи

является шевронная передача – одна поло-

вина колес выполнена с косыми зубьями с Рис.7.2.3.Зубчатые колеса с прямы-

 правым наклоном, а другая – с левым     ми (а), косыми (б) и круговыми (в)

наклоном (рис.7.2.1, в); угол наклона β = 45˚. зубьями

По форме рабочего профиля зубьев в нормальном сечении зубчатые пере-

дачи подразделяются на передачи (рис.7.2.4):

- с эвольвентным профилем (эвольвента – ду-

га окружности переменного радиуса);

- с круговыми зубьми (зуб одного колеса – ду-

 ги окружности с внешним радиусом, а сопря- Рис.7.2.4.Профили зубьев колес:

 гаемого колеса – с внутренним радиусом.      а– звольвента; б– дуги окруж-

По степени защищенности зубьев колес    ности радиуса R

от окружающей среды зубчатые передачи под разделяются на:                                                 

- закрытые, т.е. расположенные в изолированном от внешней среды корпусе – 

редукторы, коробки скоростей, дифферециалы автомобилей и др.;

- открытые, т. е. не изолированы полностью от возможного воздействия внеш-

ней среды – от пыли, воды или повышенной влажности и др.

Достоинства зубчатых передач:

1. Возможность передачи мощностей доли ватта до тысячи кВт.

2. Относительно небольшие габариты.    

3. Высокая долговечность и надежность работы.       

4. Высокий к.п.д. (0,98…0,95).  

5. Постоянство передаточного отношения.  

6. Широкий диапазон окружных скоростей (и частот вращения) зубчатых

колес – до 150 м/с.    

Недостатки:

1. Повышенные требования к точности изготовления.   

2. Повышенное шумо – и тепловыделение при работе на высоких скоростях.   

3. Относительно высокая материалоемкость.

Для изготовления зубчатых колес используются следующие материалы и методы термической обработки (ТО):

1.Стали конструкционные обыкновенного качества типа Ст.3, Ст.4, Ст.5 с

ТО – улучшение до твердости 200…280 НВ (для малоответственных и малонагруженных открытых и, иногда, закрытых передач).

2.Стали конструкционные качественные среднеуглеродистые типа Сталь 35, Сталь 40, Сталь 45 с ТО – улучшение до 220…280 НВ (для силовых передач средней нагруженности и ответственности).

3.Стали конструкционные низколегированные типа Сталь 35ХМ, Сталь 40Х, Сталь 40ХН с ТО – улучшение до твердости 230…310 НВ (для силовых передач средней нагруженности и ответственности).

4.Стали по п.2 и п.3 с улучшением до соответствующей твердости и после-

дующей, как правило, поверхностной закалкой токами высокой частоты (ТВЧ)

до твердости 36…50 НRC (для силовых средне- и малогабаритных ответствен-

ных и нагруженных передач).

5.Низкоуглеродистые легированные конструкционные стали с цементаци-

ей (науглероживанием) на глубину 0,8…1,4 мм и закалкой до твердости 56…63 HRC (для ответственных тяжелонагруженных и малогабаритных передач).

6.Деформируемые алюминиевые сплавы типа Д16Т, Д20Т с ТО –до твердос-ти 90…120 НВ (для зубчатых передач приборов с m = 0,05…0,20 мм).

7.Латуни типа Л59, Л61, Л63 с твердостью 110…130 НВ (для зубчатых пере- дач приборов, работающих в условиях длительной эксплуатации и агрессивных средах).

8.Капрон А, Б, В, капролон В, полиамид АК 7, текстолит ПТ, гетинакс уда- ропрочный У2-301-07 (для зубчатых передач приборов, работающих в газооб- разных средах без смазки).

Прочностные расчеты зубчатых передач приборов практически не произво-дятся по причине их малонагруженности и малых скоростных режимов работы.

Расчеты силовых зубчатых передач производятся в зависимости от крите-риев работоспособности по напряжениям контактной и изгибной выносливос-ти, минимизации габаритов и долговечности эксплуатации.

Допускаемые напряжения контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев колес из сталей

                            [σHzi] = σHlimi· kNi·kRi· kVi/SHi,                                  (7.2.1)

где σHlimi = 1,8·НВ + 67 – предельное напряжение контактной выносливости

            материала i го колеса после улучшения до твердости  ….НВ (мПа),

или σHlimi = 17·НRC+170 – предельное напряжение контактной выносливости

                 материала i го колеса после улучшения и поверхностной закалки до

                    твердости ….НRC (мПа),

или σHlimi = 19·НRC– предельное напряжение контактной выносливости мате-

                    риала i го колеса после улучшения, цементации и поверхностной

                    закалки до твердости ….НRC (мПа);

kNi = 6√NHσi/Nцi (при этом 1≤ kNi ≤ kNimax) – кэффициент долговечности

                    контактной прочности, зависящий от ресурса работы i го колеса

                   (отношения базового и фактического числа циклов нагружения

                   колеса) – при kNi < 1 принимается kNi = 1, kNimax = 2,6 при обьем-

                   ной ТО зубьев колеса, kNimax = 1,8 при поверхностной закалке;

    kRi – коэффициент, учитывающий влияние параметра шероховатости

                 зубьев пары – при Rа ≥ 1,5 мкм kRi = 0,9, при Rа < 1,5 мкм kRi = 1,0;

    kVi – коэффициент влияния скоростного режима передачи (для

                 быстроходной пары колес kVi ≈ 1,1…1,15, для тихоходных пар

                 колес kVi ≈ 1,0…1,1);

    SHi - коэффициент запаса прочности зубьев колеса (для обьемно- упрочненных зубьев SHi = 1,1, для поверхностно упрочненных - SHi =1,2).         

Базовое число циклов нагружения i го колеса, соответствующее перелому

кривой усталости (т. е. может произойти потеря усталостной прочности) можно найти по формуле:

                                NHσi = 30· НВi 2,35 ≤ 12· 107 .                              (7.2.2)

Фактическое число циклов нагружения (общее число оборотов, которое должно совершить i ое колесо за весь срок службы), как правило, задается.

Примечание. Поверхностная твердость зубьев ведущих колес должна быть на 20…100 НВ больше, чем зубьев ведомых колес (для улучшения прирабаты-ваемости и обеспечения равнодолговечности пары), твердость зубьев тихоход-ной пары должна быть на 20…40 НВ меньше твердости зубьев быстроходной пары (для обеспечения равнодолговечности).

Допускаемые напряжения контактной выносливости для косозубой пары с разницей твëрдости поверхности зубъев колëс <20 НВ (НВ1(3) – НВ2(4) <20) и прямозубых пар любой твëрдости зубъев принимается наименьшее из [σ]НZi (колеса или шестерни), определенных по формуле (1). Для косозубых пар с разницей твëрдости зубъев шестерни и колеса ≥20 НВ (НВ1(3) – НВ2(4) ≥20) допускаемые напряжения контактной выносливости зубчатых пар определяют-

ся по формуле:

                  [σНz1(3)] + [σНZ2(4)]

  [σН1(2)] =                           при условии [σНmin]≤[σН1(2)] ≤ 1,25·[σНmin], (7.2.3)

                              2,2                                                       

  где [σ]Нmin – минимальное допускаемое напряжение из 2 х колес пары.

    Примечание. Если при расчете [σН1(2)] < [σНmin], то принимается

                             [σН1(2)] = [σНmin].

    Допускаемые напряжения изгибной выносливости i го зубчатого колеса:

                                        [σFzi] = σFlimzi· kNi· kRi· kp/ SFi  ,                       (7.2.4)        

где σFlimzi – предел изгибной выносливости, зависящий от способа упрочне-                                                                                     

               ния и твëрдости сердцевины зубъев колеса;

       kNi =m√4·106/Nцi (при условии 1≤ kNi ≤ kNimax) – коэффициент долговеч-

             ности по изгибу, зависящий от ресурса работы зубчатого  колеса

             (m = 6 - для шлифованных, хонингованных и накатанных зубъев

             любой твëрдости и для колëс с НВ ≤ 350; m = 9 – для колëс с НВ>

             350 и не подвергающихся финишной обработке), при этом kNimax= 4-

             для объëмно упрочненных колëс (улучшение, объëмная закалка) и 

             kNimax= 2,5 для поверхностно упрочнëнных колëс (если фактическое

             число циклов нагружения Nцi ≥ 4·106, то kNi = 1);

      kRi – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости впадины меж-

               ду зубъями (для зубчатых колëс, не подвергающихся финишной

              обработке, kRi =1,0, а для шлифованных и хонингованных–kRi =0,9);

      kp – коэффициент, учитывающий влияние реверса (возможности изме-

              нения направления вращения зубчатых колëс и валов – это задается

              в ТЗ или принимает сам разработчик) – для нереверсивных зубча-

              тых передач (процессе эксплуатации направление вращения колес не

              меняется) kp = 1,0; для реверсивных передач с улучшенными коле-

              сами kp= 0,65, с закаленными и цементованными зубъями kp= 0,75,

              с азотированными зубъями kp = 0,9;

      SFi – коэффициент запаса прочности: для поверхностно закалëнных, це-

              ментованных, нитроцементованных и азотированных колëс SFi =

              1,55, для улучшенных - SFi = 1,7.         

           б. Передачи с цилиндрическими колесами

При работе передачи с прямозубыми и косозубыми колесами в точках соп-

ряжения зубьев со стороны зуба одного колес на зубья другого колеса действу-

ет сила F нормально поверхности зуба (эвольвенте) – рис.7.2.5.

                       

Эту силу F можно разложить на сос-         

тавляющие:                                                   

- тангенциальную (окружную) силу Ft

нормально радиусу-вектору о-о, прове-       

денного в точку сопряжения из осей колес 

Ft = 2Мкр/dд;                       (7.2.5)     - радиальную силу Fr, действующую       Рис.7.2.5.Схема сопряжения и пере-

вдоль радиуса-вектора                                 дачи сил зубчатыми колесами

Fr = Ft • tg20˚/соsβ;            (7.2.6)

- осевую силу Fо (в косозубых передачах), действующую вдоль оси колеса    

                                               Fо = Ft• tgβ.                                         (7.2.7)

de2
dд2
dв2
de1
dд1
 dв1

Зубчатые колеса с эвольвентным профилем зубьев (ГОСТ 13755-68) имеют следующие ге-                   

ометрические параметры (рис.7.2.6):

- αω – угол зацепления (угол между вектором

действующей со стороны зуба колеса силы и

перпендикуляром к плоскости, проходящей   

через оси вращения сопрягаемых колес);

- m – модуль зацепления - отношение шага

t, т.е. расстояние между одноименными точ-ками 2 х соседних зубьев колеса по делитель- 

ному диаметру, к числу π:                                       Рис.7.2.6.Схема зацепления

                                              m = t/π;    (7.2.8)          зубчатых колес                                        

- dд – диаметр делительной окружности колеса (по которому обкатывается без 

проскальзывания зубья режущего инструмента при изготовлении колес):

                                      dд = m·z/cosβ,                                             (7.2.9)

    где z – число зубьев у колеса, β – угол наклона зубьев к оси колеса);     

- de – диаметр окружности выступов зубчатого колеса (наибольший диаметр

зубчатого колеса):

                               de = dд + 2m = m·z/cosβ + 2m;                       (7.2.10)  

- dв – диаметр окружности впадин зубчатого колеса (с учетом зазора между

диаметрами выступов и впадин зубчатых колес):

                              dв = dд – 2,5m = m·z/cosβ – 2,5m.                   (7.2.11) 

Важным параметром передачи является межосевое расстояние (расстояние между осями 2 х сопряженных зубчатых колес):

                          А = m· (z1 + z2)/(2·cosβ),                                       (7.2.12)

где z1 и z2 – число зубьев 1 го и 2 го колеса (ведущего и ведомого) пары.

Примечание. Для прямозубых колес β = 0˚.

Достоинства косозубых передач:

- более плавная передача крутящего момента, чем у прямозубых передач;   

- большая нагрузочная способность (на 10…15%), чем у прямозубых передач.

К недостаткам следует отнести наличие осевой силы Fо, дополнительно нагружающей валы и подшипники зубчатой передачи.

Передаточное отношение:

     а – зубчатое пары (рис.7.2.7, а) i = n1 /n2 = ω1 / ω2 = z2/z1,     (7.2.13)

     б – последовательно соединенных зубчатых пар (рис.7, б) 

                iо = n1 /ni = ω1 / ωi = z2/z1· z4/z3· z6/z5· z8/z7.                  (7.2.14) 

              a                                                   б

n1        z1                 n1                                                           ni

            z2                   z1       z4      z5    z8   

                  n2                                       

                                       z2      z3        z6   z7  

Рис.7.2.7. Кинематические схемы зубчатых передач: а - пары колес;

           б – последовательно соединенных пар колес

В понижающих зубчатых передачах число зубьев ведущих колес выбира-ют минимальным, а ведомых - большим (в повышающих передачах, наоборот). Передаточное отношение одной пары колес редко превышает 8. Но с уменьше-нием числа зубьев колеса толщина основания зуба (ножки) и у вершины утоня-ются (уменьшается радиус эвольвенты поверхности зубьев) и, в результате, снижается прочность зубьев, т. е. их нагрузочная способность.

Рекомендуемые минимально допустимые числа зубьев (zmin) колес при 

различных углах наклона зубьев β приведены в табл.7.2.1.




double arrow
Сейчас читают про: