Червячной называют передачу, в которой винтовая поверхность вращающейся детали (червяка) воздействует на выступы (зубья) другой детали (червячного колеса), обеспечивая ее вращательное движение.
Червячная передача относится к передачам зацепления с перекрещиваю-щимися осями (рис.7.4.1). Угол перекрещивания осей чаще всего под 90˚ (редко встречаются червячные передачи с другим углом).
|
Рис.7.4.1. Червячная передача: а – общий вид; б – кинематическая схема
Наибольшее применение находят архимедовы червяки (нешлифованные) и конволютные (шлифованные после закалки на обычных резьбошлифовальных
станках).
Червяки изготавливаются из сталей, червячные колеса – из антифрикцион-.
Профиль зубьев червячных колес в осевом сечении - эвольвента.
ных материалов – бронзы, серого чугуна и др.
Поверхность вала, на которой изготавливается винтовая поверхность, мо-жет быть цилиндрической (рис.7.4.2, а) и глобоидной (рис.7.4.2, б).Форма про-филя резьбы в осевом сечении – прямолинейная (архимедовые червяки – рис.7.4.2, в) и криволинейная (эвольвентные червяки – рис.7.4.2, г), в нормаль-ном сечении – прямолинейная (конволютные червяки) и криволинейная (архи-медовы и эвольвентные червяки).
|
Рис.7.4.2.Формы резьбовой части червяка (а - г) и геометрия зацепления передачи (д, е)
Основные геометрические параметры червячных передач (рис.7.4.2, в, д, е):
- m = p/π – осевой модуль – табл.7.4.1, мм (р – шаг резьбы червяка); (7.4.1)
- z1= 1, 2, 3 … – число заходов червяка;
- i = z2 /z1 = 10….80 и более – передаточное отношение (Z2 ≥ 28 – число зубьев
червячного колеса); (7.4.2)
- q = d1/m – коэффициент диаметра червяка, равный числу модулей в
диаметре делительной окружности червяка (табл..7.4.1);
- d1 = q•m – диаметр делительной окружности червяка; (7.4.3)
- da1 = d1 + 2•m – диаметр окружности выступов червяка; (7.4.4)
- df1 = d1 – 2,4•m – диаметр окружности впадин червяка; (7.4.5)
- γ =arctg(π·m·z1/(π·d1) =arctg (z1/q)угол подъема винтовой линии червяка;(7.4.6)
- d2 = m•z2 - диаметр делительной окружности червячного колеса; (7.4.7)
- da2 = d2 + 2•m – диаметр окружности выступов червячного колеса; (7.4.8)
- df2 = d2 – 2,4•m – диаметр окружности впадин червячного колеса; (7.4.9)
- dам2 – наибольший диаметр червячного колеса (табл.7.4.2);
- b1 и b2 – соответственно длина нарезной части червяка и ширина венца
червячного колеса (табл.7.4.2);
- 2•δ ≈ 2• b2 /(da1 – 0,5•m) – угол обхвата червяка колесом; (7.4.10)
- α = 20° - угол профиля витка в осевом сечении (рис.7.4.2, в);
- aω = (d1 +d2)/2 = m (q + z2)/2 – межосевое расстояние.
Cтепени точности червячных передач 3 я, 4 я, 5 я,6 я и 7 я (закаленные, шли-
фованные и полированные червяки) рекомендуются для точных передач кине-
матического и силового (7 ой степени) назначения, степени точности 8 я и 9 я –
для силовых передач, 10 я,11 я и 12 я степени – для передач с ручным приводом.
Основные достоинства червячных передач – возможность обеспечения од-
ной ступенью передачи больших передаточных отношений (i до300) и условия
самоторможения червячной пары (при числе заходов резьбы червяка z1 =1 и 2),
т.е. передача движения от червячного колеса не раскручивает червяк. Условие самоторможения: γ ≤ 0,5•ρ, (7.4.11)
где γ = arc tg(z1/q) – угол подъема витка червяка;
ρ = arc tg(f/cosα) – приведенный угол трения в сопряжении червяк-
колесо (α – односторонний угол профиля червяка – рис.7.4.2).
7.4.1.Значения m (мм) и q cогласно ГОСТ 2144-66
| m,мм | 2 | 2,5 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||||||
| q | 16 | 12 | 9 | 9 | ||||||||||||||||||
| m,мм | 8 | 10 | 12 | 16 | ||||||||||||||||||
| q | 8 | 9 | 8 | 8 | 10 | 8 | 9 | |||||||||||||||
7.4.2.Длина нарезной части червяка b1, наибольший диаметр dам2 и ширина
венца червячного колеса b2
| z1 | ||||
| dам2, мм | ≤ da2 + 2•m | ≤ da2 +1,5•m | ≤ da2 + 1,3•m | ≤ da2 + m |
| b1, мм | ≥ (11 + 0,06·z2)m | ≥ (12 + 0,07·z2)m | ≥ (12,5 + 0,09·z2)m | |
| b2, мм | ≤ 0,75• da1 | ≤ 0,7• da1 | ≤ 0,67• da1 | |
К недостаткам можно отнести повышенные скорости скольжения витков в сопряжении, повышенный износ, пониженный к.п.д. (≈ 0,7…0,9 при z1 = 1…4) и возможность заедания пары резьбовой виток – зубья колеса.
В червячном зацеплении (рис.7.4.3) действуют: окружная сила червяка Ft1,
равная осевой силе колеса Fa2, т.е.
Ft1 = Fa2 = 2•Мкр/d1; (7.4.12)
окружная сила Ft2 на колесе, равная осевой силе червяка Fа1, т.е.
Ft2 = Fа1 = 2·Мкр2/d2, (7.4.13)
pадиальная сила Fr1 = Ft2 ·tgα, (7.4.14)
где α = 20˚ - профильный угол витка червяка (рис.7.4.2, в и Рис.7.4.3).
|
|
Рис.7.4.3.Схема действующих сил в сопряжении червяк-колесо
При проектном расчете определяется межосевое расстояние по критерию
контактных напряжений
aω = (z2/q + 1)3√ (5400/([σн]• z2/q))2•Мкр2•kн, (7.4.15)
где [σн] – допускаемые контактные напряжения материала зубчатого
венца червячного колеса (например, для оловянистой бронзы
ОФ10-1 при литье в металлическую форму [σн] =190 МПа;
для серого ч угуна СЧ 20 (НВ 170…200) – [σн] =110 МПа);
Мкр2 – крутящий момент на валу колеса;
kн =≈1,1…1,4 – коэффициент расчетной нагрузки (большие значения –
для высокоскоростных передач – 6…10 м/с – и переменной
нагрузки).
Проверочный расчет по напряжениям изгиба выполняется для зубьев чер-вячного колеса (витки стального червяка обладают большей прочностью):
σF = 0,7•YF· kF·Ft2 /(m•cosγ) ≤ [σF], (7.4.16)
где YF ≈ 1,80…..1,24 – коэффициент формы зуба червячных колес (в
диапазоне z2 = 28……..300);
kF ≈ 1,1…..1,4 – коэффициент расчетной нагрузки (большие значения –
для высокоскоростных передач – 6…10 м/с – и переменной
нагрузки);
[σF] - допускаемые напряжения изгиба материала зубчатого венца червяч-
ного колеса (например, для оловянистой бронзы ОФ10-1 при литье
в металлическую форму [σF] =70 МПa, для серого чугуна СЧ 20 –
[σF] =45 МПa).
Следует отметить, что коэффициент трения f в сопряжении закаленный и полированный виток стального червяка – зуб из оловянистой бронзы колеса с возрастанием скорости скольжения (окружной скорости червяка) υ от 0,01 до 15 м/с снижается от 0,12 до 0,02 (при циркуляционной струйной смазке).
Червячные колеса большого диаметра изготавливают литьем (рис.7.4.4, б, в) или сборными – зубчатый венец напрессовывается на стальную ступицу и по
сопряжению крепится винтами (рис.7.4.4, а).
|
При скоростях скольжения менее
10 м/c смазка передачи осуществляет-
тся погружением в масло на ≈ 1/3 вы-
соты витка червяка или зуба колеса.
По причине повышенного скольже-
ния в сопряжении выделяется боль- шое количество тепла. При окруж- Рис.7.4.4. Типовые конструкции червяч-
ных скоростях червяка менее 10 м/c ных колес большого диаметра применяется естественное охлаждение передачи (посредством разбрызги-
вания масла и наличия ребер охлаждения на корпусе редуктора), а при бо-
лее высоких скоростях и высокой нагруженности – циркуляционная смазка
охлаждением масла в спецхолодильнике или обдувом корпуса от крыльчатки,
http://business.ukit.com/hit4.html
|
устанавливаемой на наружном конце вала червяка редуктора с наружным обдувом крыльчаткой (рис.7.4.5).
Кинематические схемы односту-
пенчатых червячных редукторов с различным расположением червяка и колеса приведены на рис.7.4.6.
Рис.7.4.5.Конструкция червячного
редуктора с смазкой разбрызгиванием
|
Рис.7.4.6. Кинематические
схемы червячных
редукторов
![]() | |||
![]() | |||
Видеофильмы:http://www.youtube.com/watch?v=…
1…RviiPm7hzS0-Принцип работы червячного редуктора.
2…arzJmf9PiLW-Редуктор червячный.
3…lnMuKfb9DA-Анимация сборки червячного редуктора.
4…S3XAeMCeZr0-Червячная передача.
Вопросы для самоподготовки:
1.Назовите достоинства и недостатки червячных передач.
2.Из каких материалов изготавливаются червяки и венцы червячных колес?
3.Условие самоторможения червячной передачи и ее значимость?
4.Критерии работоспособности червячных передач и последовательность прочностного и геометрического расчета червячных передач?
5.Почему греются червячные передачи и методы их охлаждения?
6.Почему сопряжение червяк – колесо необходимо смазывать?






