Цепной передачей называют устройство или механизм, обеспечиваю-щий передачу окружного усилия с помощью цепи в виде бесконечного кольца, охватывающей ведущую и ведомую звездочки, установленных на валах (рис.7.7.1).
Используется принцип зацепления отдельных элементов цепи (роликов, осей или специальных пластин) с зубьями звездочек.
|
|
Достоинства цепных передач:
1. Возможность передачи значитель-
ных окружных усилий и скоростей
(υ≤ 30м/с) и мощностей (до 100кВт).
2. Высокая долговечность работы.
3. Меньшая металлоемкость по срав-
нению с зубчатыми передачами с оди-
наковым межосевым расстоянием.
4. Отсутствие проскальзывания.
Недостатки:
1. Большое шумовыделение. Рис.7.7.1. Схема цепной передачи (а) и
2.Обязательность натяжного устрой- охвата приводной (б) и зубчатой
ства для устранения нежелательного цепью (в) звездочек
провисания холостой ветви цепи.
3. Повышенный износ элементов цепи и их вытяжка (особенно при неудов-летворительной смазке).
4. Переменная скорость цепи при малых числах зубьев звездочек.
По назначению цепные передачи подразделяются на:
1. Приводные (с использованием приводных цепей – рис.7.7.2, а – в - для пере-
дачи движения в приводах рабочих органов устройств).
2. Грузовые (с использованием грузовых цепей – рис.7.7.2, г- для подвески,
подъема и опускания грузов в грузоподъемных устройствах на малых
скоростях – до 0,25 м/c).
3. Тяговые (с использованием тяговых цепей – рис.7.7.2, д, е - для перемеще-щения грузов в транспортирующих устройствах – транспортер снегоубороч-ной машины, цепной транспортер зерна на элеваторах и др.).

Рис.7.7.2.Основные типы цепей: а – в – приводные; г – грузовые; д, е – тяговые
Приводные цепи подразделяются на:
1.Роликовые цепи – рис.7.7.3, а – состоят из осей 1, на которые напрессова-ны втулки 2, на которые с зазором устанавливаются ролики 3; наружные пластины цепи 5 устанавливаются на оси с одной
|
и с другой стороны и оси с торцов при
этом расклепываются, а внутренние
пластины 4 устанавливаются свободно
на втулки 2 с каждой стороны, между
внутренними пластинами установле-
ны ролики 3.
2.Втулочные цепи отличаются от
роликовых отсутствием ролика 3 (эти
цепи дешевле и легче роликовых, но Рис.7.7.3.Роликовая цепь
несколько менее долговечные).
3.Зубчатые цепи – рис.7.7.4 – (состоят из множества пластин, имеющих по 2
|
зуба с профилем 60°, входящих меж-
ду зубьями звездочек (применяются
для скоростных (с окружной скорос-
тью до 30м/с), тяжелонагруженных и
малошумных передач (весьма доро-
гостоящи).
Приводные цепи могут быть одно-
рядными и многорядными (рис.7.7.2, б, в). Рис.7.7.4. Зубчатая цепь: а- общий
Основная причина потери работо- вид; б-внутренние пластины (А и Б) с
способности передачи является износ шарнирами качения (1 и 2)
шарниров цепи (цилиндрической поверхности оси, втулки и отверстий внутрен-них звеньев), что приводит к некоторому увеличению шага цепи, вероятности потери зацепления цепи со звездочками (в первую очередь с большей звездочкой) и уменьшению прочности цепи. Интенсивность износа шарниров выше для цепей с малым шагом и по мере уменьшения частоты вращения малой звездочки. Рекомендации по выбору числа зубьев малой звездочки приведены в табл.7.7.1. Приводные цепи стандартизированы (ГОСТ 10977) и их некоторые характеристики приведены в табл.7.7.2 и 7.7.3. Вытяжка цепи может вызвать колебание провисшей ветви и перескакивание цепи через зуб звездочки. Провисание холостой ветви цепи не должно превышать 0,02·Ац.
7.7.1.Минимальное и максимальное число зубьев у звездочек
роликовых цепей
| n,об/мин | |||||||||
| Zmin | |||||||||
| Zmax | |||||||||
| i | 1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | > 6 | |||
| Zmin | 30-27 | 27-25 | 25-23 | 23-21 | 21-17 | 17-15 | |||
7.7.2.Допускаемая расчетная мощность [Np] (кВт) для приводных
роликовых цепей с шагом tц при z1 = 25 зубьев
|
|






