Зубчато – ременные передачи

 

Зубчато -  ременной называют передачу, обеспечивающей передачу вращательного движения между параллельными осями валов с помощью ведущего и ведомого зубчатых шкивов и охватывающего их зубчатого ремня. 

Зубчатые ременные передачи находят широкое применение в различных приводах – привод распределительного вала в системе зажигания автомашин, приводы главного движения в станочном парке и др.

Достоиства передач:

- отсутствие проскальзывания ремня относительно шкивов;

- возможность обеспечения больших передаточных отношений (до 20);

- малая вытяжка в процессе эксплуатации;

- высокий к.п.д. (0,92…0,98);

- малые силы, действующие на валы;

- малые габариты;

- возможность передачи больших крутящих моментов (до 750 кВт).

Из недостатков можно назвать некоторую податливость ремня при попадании масла на поверхность зубьев и недостаточную долговечность работы ремня (до 5000…7000 тыс. часов).

Зубчатые ремни (рис.7.6.1) изготав-

ливаются кольцевыми с плоской спин-

кой и зубьями на внутренней поверх-

ности, которые входят в зацепление с         Рис.7.6.1.Параметры зубчатого

зубьями на ведущем и ведомом шки-                       ремня и шкива   

вах. В спинке расположены несколько                

рядов стального троса (диаметром dт = 0,4 или 0,7мм) или корда из капрона, а в последнее время и из карбона, что обеспечивает высокую прочность и долговечность эксплуатации. Ремни изготавливают из полиуретана.

Основные параметры зубчато- ременных передач (риc.7.6.1 и табл.7.6.1):

- m = tр/π – модуль, мм (tр – шаг ремня);                                                    (7.6.1)

- форма зубьев – трапеция с углом профиля 2β = 50°;

- наименьшая толщина зуба S = m;                                                            (7.6.2)

- толщина спинки Н = m +1 мм;                                                                    (7.6.3)

- расчетная длина ремня L = π·m·zp (zp = число зубьев ремня);             (7.6.4)

- ширина ремня δ (боковые поверхности параллельны)– табл.7.6.1;

- диаметры делительных окружностей зубчатых шкивов

                                    Dд1 = m·z1  и Dд2 = m·z2;                                   (7.6.5)

- наружные диаметры шкивов

                                 Dн1 = m·z1 – 4·dт  и Dн2 = m·z2 – 4·dт;                 (7.6.6)

- внутренние диаметры шкивов

                 Dвн1 = Dн1 – 1,2·m – 2·е и Dвн2 = Dн2 – 1,2·m – 2·е,           (7.6.7)

      где dт – диаметр троса или корда, мм;

       е = (0,25…0,35)·m – радиальный зазор между зубом ремня и внутрен-

                                ним диаметром шкивов (большие значения принимаются

                                при m = 2…4 мм);

 - максимальные скорости ремня υ, м/с – табл.7.6.1;

m, мм

   

7;10

δ, мм

8; 10; 12,5; 16

12,5; 16; 20; 25

20; 25;32; 40 25; 32; 40; 50

50; 63; 80

m, мм

  2; 3 2 – 4 2 – 5 2 – 7

2 – 7

3 – 7 3; 4

zp

         

56; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125

   
                     

                            7.6.1.Параметры зубчатых ремней   

                           2. Максимальные скорости ремня

m, мм

      5…10

υ, м/с

      До 80

- минимальное число зубьев меньшего шкива:

z1 = 16…20 при m = 2…5 мм; z1 = 20…26 при m = 7…10.

  Модуль передачи выбирается в зависимости от передаваемой мощности-                                                                                                                                        

    табл.7.6.2.

N, кВт < 0,4 0,4…3,0 3,0…5,5 5,5…10 10…22 ≥ 22
m, мм 2; 3 3; 4 4; 5 4; 5; 7 5; 7 7; 10

                                         7.6.2.Выбор модуля передачи

 

    Допускаемое удельное окружное усилие на ремне на 1 мм ширины

                                      [p] = po·Ср·Сп·Сн·Сш,                                       (7.6.8)

    где po – относительное усилие на мм ширины – табл.7.6.3:

                  7.6.3.Относительное усилие на зубчатом ремне

m, мм            
ро, Н/мм*            

      * Для ремней со стальным тросом на 20% больше.

      Ср – коэффициент перегрузки  - табл.7.6.4:

 

                            7.6.4.Значения коэффициента перегрузки Ср

Перегрузка по отношению к номиналь-ной нагрузке в %

  < 150   150…250   250…400

Ср*

при работе в

одну смену 0, 75…0, 60 0,60…0,55 0,55…0,50
две смены 0,70…0,55 0,55…0,50 0,50…045

                  * Меньшие значения - при работе с тяжелым режимом.

       Сп – коэффициент передаточного отношения – табл.7.6.5: 

 

                7.6.5.Выбор коэффициента передаточного отношения Сп

i ≥ 1,0 0,8…0,6 0,6…04 0,4…0,3 ≤0,3
Сп 1,00 0,95 0,90 0,85 0,80

               

             Cн – коэффициент натяжки ремня (при одном натяжном ролике Сн =

                     0,9, при двух – 0,8);

             Сш – коэффициент ширины ремня - табл.7.6.6:

                            7.6.6.Выбор коэффициента ширины ремня Сш

δ, мм            
Сш 0,8 0,9 1,0 1,05 1,1 1,2

 

Необходимая ширина ремня

                                          δ = Р/([p] – q·υ2/g),                                (7.6.9)                                                                                                                        

    где Р = 1020·N/υ – окружное усилие в ремне в Н (здесь N – передаваемая

                                    мощность в кВт, υ – скорость ремня в м/c);

        q –масса 1 го метра ремня шириной 1мм в кг/мм - табл.7.6.7;

         g = 9,81 м/c2 – ускорение свободного падения.

    7.6.7.Вес 1 го метра ремня шириной 1мм различного модуля

m, мм            
q,кг/мм 0,003 0,004 0,006 0,007 0,008 0,011

        

Сила, действующая на валы шкивов

                                         R = 2·So·cos(β/2),                                   (7.6.10)

           где β ≈ (Dд2 – Dд1)/ Ар) – угол между ветвями ремня, град.

    Межосевое расстояние (мм) по выбранному ремню с числом зубьев Zр

                                                                    

     Ар = 0,25·tp[Zр – (z1 + z2)/2 +√(Zр – (z1 + z2)/2)2 – 8(z2 + z1)/2π)2 ], (7.6.11)

 

             

 

Рис.7.6.2. Схема зубчато-ременной передачи

      

 

  Видеофильмы: http://www.youtube.com/watch?v=…

 1…lvhBZNeFz54-Зубчато-ременная передача в сканере.

 2…l790SiwleO-Зубчато-ременная передача.

 3…FYOS9K0P-Замена ремня ГРМ автомобиля.                                                                

        

  Вопросы для самоподготовки:

1.В чем принципиальное отличие зубчатых ремней от клиновых?

2.Достоинства и недостатки зубчато – ременных передач?

3.Основные параметры зубчато – ременных передач?

4.Определение геометрических параметров зубчатых шкивов?

5.Основы выбора параметров зубчатого ремня?

           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: