Решение потребителей о покупке во многом определяется его ресурсами - экономическими, временными, познавательными (когнитивными).
Экономические ресурсы потребителей являются одним из важнейших направлений большинства маркетинговых исследований.
Для эффективного управления потребительским поведением необходимо измерение экономических ресурсов. Оценить их можно на основе измерения экономических ресурсов страны в целом: валового внутреннего продукта, валового национального продукта, национального дохода.
Измерение экономических ресурсов потребителей предполагает измерение их распределения по группам потребителей, которые различаются по демографическим, географическим, социально - экономическим переменным. При измерении дохода потребителей учитываются заработная плата, доходы от собственности, включая проценты и дивиденды, социальные выплаты, премии.
Специалисты по маркетингу могут продвигать товары на различные по уровню дохода целевые рынки. Богатые целевые потребители - это рынок дорогих и высококачественных товаров. Потребители со средним уровнем дохода составляют большинство в развитых регионах, например, в США, Канаде, Европе. Большинство потребителей в менее развитых странах - это люди с низким уровнем дохода, обладающие очень ограниченными экономическими ресурсами.
|
|
Важным фактором для принятия маркетинговых решений являются предположения потребителя относительно событий, которые будут происходить в будущем - это показатель, по которому можно определить уверенность потребителя в будущем и составить прогноз относительно модели его поведения.
9.2. Временные ресурсы:
Поведение потребителей ограничено не только денежными ресурсами, но и ресурсами времени.
Традиционно считалось, что временной бюджет, который имеют потребители, можно разделить на две части: рабочее время и свободное время.
В соответствии с современными представлениями, временной бюджет делится на три части: рабочее, неличное и свободное время. Рабочее время - это оплачиваемое время. Свободное время - это личное время потребителя. Неличное время - время на выполнение различных обязанностей (физических, социальных и моральных).
Составляющие временных ресурсов потребителя конкурируют между собой так же, как и товары, предназначенные для различных видов деятельности. Например, артисты, преподаватели, спортсмены нередко работают за деньги в свободное время, которое они могли бы использовать для отдыха, следовательно, покупки товаров для отдыха они заменяют покупками товаров для работы.
Временные свойства продуктов и услуг очень важны в маркетинге. Потребление ряда товаров требует определенных затрат времени потребителя, например таких как коньки, лыжи, теннис, книги, компьютеры, телевизоры, походы в театры, музеи. Свободное время потребителей обычно сокращается, когда с ростом дохода увеличивается время работы.
|
|
Неличное время потребителей включает физические процессы (сон, поездки, личную гигиену), выполнение моральных и социальных обязанностей (общественная деятельность, обязанности по воспитанию детей и другие семейные обязанности). С ростом доходов растет время на выполнение физических и социальных обязанностей.
Некоторые товары обеспечивают решение нескольких задач одновременно за счет полихромного использования времени, т.е. совмещения различных видов деятельности. Монохромное использование означает выполнение одного вида деятельности в определенное время. Полихромными продуктами являются сотовые телефоны, которые позволяют одновременно вести переговоры и выполнять другие виды деятельности, компьютеры, с помощью которых можно набирать и редактировать тексты одновременно.
9.3. Когнитивные ресурсы:
Когнитивные ресурсы представляют собой умственную способность, необходимую для выполнения различных действий по обработке информации.
Специалисты по маркетингу конкурируют за эти ресурсы так же, как и за денежные и временные ресурсы потребителей.
Когнитивные ресурсы потребителей ограничены, поскольку за конкретный период времени можно обработать определенное количество информации - прочитать одно рекламное объявление, просмотреть один рекламный ролик.
Потребители, умеющие собирать и организовывать информацию, могут принимать лучшие решения о покупке, так же как и те покупатели, которые имеют больше экономических и временных ресурсов. Продавцы борются за внимание покупателей различными способами: с помощью яркой рекламы, броской упаковки, определенной выкладки товаров.
В процессе привлечения внимания потребителей могут возникнуть две крайности - поверхностное внимание потребителя и информационная перегрузка. При поверхностном внимании потребителей осуществляется неполноценный процесс обработки информации. При увеличении информационной нагрузки потребителей либо нарушается процесс обработки информации, либо прекращается восприятие этой информации.
Влияние на когнитивные ресурсы потребителей осуществляется с целью разработки эффективных маркетинговых стратегий продвижения различных товаров и услуг и прогнозирования объемов их продаж.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте виды ресурсов потребителей.
2. Опишите направления измерения экономических ресурсов.
3. Укажите отличия традиционной и современной структур временного бюджета времени.
4. Охарактеризуйте рабочее время потребителя.
5. Опишите характеристики неличного времени потребителя.
6. Охарактеризуйте свободное время потребителя.
7. Опишите когнитивные ресурсы потребителя.
Список литературы:
1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Эко- номистъ, 2006.
2. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб.-метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
3. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке /М.Р. Соломон: пер. с англ. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.
4. Федько, Н.Г. Поведение потребителей: учебное пособие /Н.Г. Федько, В.П. Федько. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
5. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
6. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.
7. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company, 2004.