Все три компонента отношения - когнитивный, аффективный и поведенческий не являются независимыми один от другого. Существует сильная тенденция к их взаимной согласованности.
Общая оценка объекта определяется мнениями, чувствами и намерениями потребителя. Необходимость выделения этих трех компонент из целого отношения и анализа их взаимосвязей и взаимозависимостей обусловлена исследовательскими целями. Изменение когнитивного и аффективного компонентов отношения ведут к изменению поведенческого компонента отношения потребителя к товару. Поэтому изучение только одного из трех составляющих отношения может привести к неверным выводам. Более того, даже точные оценки одного из компонент не могут являться основанием для прогнозирования покупательского поведения.
Однако согласованность компонентов отношения не является абсолютной. Потребителю может нравиться компьютер марки Toshiba, но он может не иметь компьютера этой марки или он покупает компьютер другой марки. На реальное покупательское поведение влияют не только отношения потребителей, но и другие факторы, определяющие их поведение, например, отсутствие способности покупки, наличие конкурирующей потребности.
Использование компонентов отношения предполагает их измерение. Для измерения когнитивного компонента специалисты по маркетингу часто используют семантическую дифференциальную шкалу, которая обеспечивает многомерную оценку объекта.
При измерении аффективного компонента широко используется шкала Р. Лайкерта, которая предлагает респондентам указать степень своего согласия или несогласия с рядом утверждений, касающихся отношения к объекту.
Поведенческий компонент отношения измеряется оценкой вариантов поведения потребителей. При этом могут использоваться как одномерные, так и многомерные шкалы. Вопросы могут быть, например: «Собираетесь ли вы покупать кофе «Moccona»?, «Насколько вероятно, что вы купите кофе «Moccona»?
8.7. Изменение отношения:
Отношение к товару специалисты по маркетингу могут формировать, изменяя один или несколько компонентов отношения с учетом их взаимосвязи.
Изменение когнитивного компонента отношения
Изменение когнитивного компонента может осуществляться по следующим направлениям: 1) изменение мнений; 2) изменение значимости атрибутов; 3) изменение идеальных значений атрибутов.
Изменение мнений, если они неточны, происходит путем информирования, направленного на приведение существующих мнений в соответствие с реальностью. Например, мнение относительно цены определенной торговой марки, калорийности и других атрибутов.
Другой способ предусматривает изменение мнений потребителя в отношении выгод, которые он извлечет при потреблении товара. Например, с помощью рекламы продавцы пытаются убедить потребителя в том, что приобретаемый ими товар «самый долговечный» или «самый надежный».
Изменение значимости атрибутов товара направлено на переоценку их роли при формировании общей оценки товара. В зависимости от того, как воспринимается торговая марка, может потребоваться увеличение или уменьшение значимости ее атрибутов. Так, если продавец стремится конкурировать на основе вкусовых характеристик товара, то при продвижении товара он подчеркивает это отличие.
Изменить значимость атрибута можно добавлением нового атрибута, на который до сих пор конкуренты не обращали внимания. Производитель может попытаться сделать значимым новый атрибут, добавив его к традиционному набору атрибутов своего товара. Например, добавлением витаминов в молоко или клетчатки в хлеб.
Изменение идеальных значений атрибутов заключается в смене представления потребителей об атрибутах идеального товара. Например, понижение сладости в соке можно представить как более полезное для здоровья и привлечь тех, кто ведет здоровый образ жизни.
Изменение аффективного компонента отношения Многие производители стремятся формировать благоприятное отношение к товару, не воздействуя при этом прямо на когнитивный и поведенческий компоненты. Симпатии к товару могут вызывать такие маркетинговые стимулы как красивая упаковка, положительные новости, эмоциональна реклама, привлекательная презентация. Специалисты по маркетингу для воздействия на формирование благожелательного отношения к товару используют классическое обусловливание, чувства, возникающие при просмотре рекламы, прямую экспозицию, настроение.
Изменение поведенческого компонента отношения Поведенческий компонент связан с определенными действиями потребителей по отношению к объекту. Изменение поведения потребителей может происходить без изменения когнитивного и аффективного компонентов отношения. При инструментальном обусловливании основной задачей специалистов по маркетингу является побуждение потребителей к покупке или потреблению товара и подкрепление этого поведения. Для стимулирования такого поведения используются бесплатные образцы, купоны, возврат части цены.
Подходы к формированию поведенческого компонента используются при сегментации рынка и разработке инструментов комплекса маркетинга.
Контрольные вопросы:
1. Опишите сущность понятия «знание».
2. Охарактеризуйте типы знания на основе психологического подхода.
3. Опишите типы потребительского знания.
4. Назовите типы информации, которые включает знание о товаре.
5. Охарактеризуйте информацию, которую включает знание о месте и времени покупки.
6. Охарактеризуйте информацию, которую включает знание об использовании товара.
7. Укажите структуру и организацию знания согласно концепции ассоциативной сети.
8. Охарактеризуйте типы ассоциативных сетей.
9. Назовите способы измерения знания.
10. Опишите сущность отношения.
11. Охарактеризуйте свойства отношения.
12. Опишите функции отношения.
13. Назовите компоненты отношения.
14. Охарактеризуйте познавательный компонент.
15. Опишите аффективный компонент.
16. Охарактеризуйте поведенческий компонент.
17. Укажите отличия модели М. Фишбейна и модели идеальной точки.
18. Опишите направления изменения компонентов отношения.
19. Охарактеризуйте способы измерения компонентов отношения.
20. Опишите взаимосвязь компонентов отношения.
Список литературы:
1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Экономиста, 2006.
2. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
3. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.
4. Статт Д. Психология потребителя / Д. Статт: пер. с англ. - СПб.: Питер,
2003.
5. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
6. Hawkins, D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.
7. Hoyer, W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company,
2004.