Покупка - четвертая стадия модели процесса принятия решения потребителем. Покупка сама по себе требует принятия решения. У потребителя есть возможность прервать процесс принятия решения, поэтому выбор варианта товара не всегда завершается покупкой. Покупка может откладываться вследствие изменения обстоятельств, мотивации, появления новой информации.
Возможность влияния на поведение потребителей на стадии покупки нередко определяется типом покупки. Типы покупок по критерию - намерение потребителя совершить покупку делятся на три категории
Полностью запланированная покупка - это покупка определенного товара и марки, которые выбраны до посещения магазина. Эта покупка является результатом высокого уровня заинтересованности и расширенного решения проблемы потребителя (мебель, одежда). Полностью запланированные покупки характерны и для низкого уровня вовлеченности, например, покупка товаров определенных марок по заранее составленному списку (продукты питания).
Частично запланированная покупка - это покупка, которая заранее запланирована на уровне конкретного продукта, а не марки. Выбор марки совершается в месте продажи. При высоком уровне заинтересованности выбор марки во время похода по магазинам может сопровождаться поиском информации. Если заинтересованность потребителя низкая, то покупается одна из марок, рассматриваемых как приемлемые. На окончательное решение потребителя влияют меры по продвижению товаров - снижение цены, привлекательная выкладка товаров, яркая упаковка.
Незапланированная покупка - это покупка, которую покупатель не планировал до прихода в магазин. Такую покупку называют импульсивной. Она характеризуется спонтанностью, интенсивностью, энергией, волнением и возбужденностью, игнорированием последствий покупки. По некоторым оценкам, до 50% покупок совершается под влиянием импульса.
14.3. Выбор источника покупки:
В процессе принятия решения о покупке на выбор покупателей нередко оказывает влияние источник покупки, который может быть первичным по отношению к выбору самого товара. Источниками покупки для потребителей могут являться стационарные магазины розничной продажи различных типов, прямая продажа с привлечением агентов, прямая почта, каталоги, реклама прямого отклика, телефонный маркетинг, электронный магазин. Все эти виды источников покупки конкурируют между собой за покупателя.
Рост занятости населения, тенденция увеличения времени, проводимого в кругу семьи, а также проблемы, возникающие при посещении магазинов, приводят к возрастанию объема покупок с помощью прямого маркетинга: заказ по почте, осуществляемый в ответ на прямую рекламную рассылку, на основе каталогов, заказ в результате телефонного маркетинга «покупатель - продавец», на основе рекламы в газетах и журналах, на телевидении, через Интернет.
В силу значимости выбора источника покупки для совершения самой покупки специалисты по маркетингу должны знать, какие факторы влияют на этот выбор. Важными факторами выбора источника покупки являются характеристики покупателей и характеристики самого магазина.
Характеристики покупателей и принятие решения о посещении магазина Покупателей можно разделить на категории по мотивации посещения магазина и покупательской ориентации в процессе принятия решения. Среди мотивов посещения магазина можно выделить личные и социальные. К личным мотивам относятся:
- исполнение роли. При посещении магазина и выборе товаров покупатели реализуют свою роль, например, матери, домохозяйки, жены или студента;
- развлечение. Потребители рассматривают поход в магазин как предпочтительный способ проведения досуга;
- самоудовлетворение. Трата денег на себя может быть занятием не столько полезным, сколько приятным, помогающим справиться с депрессией;
- знакомство с новыми тенденциями. Посещение магазинов дает возможность покупателям изучить новые стили, направления моды;
- физическая активность. Прогулка по магазинам может стать формой физической разрядки;
- сенсорная стимуляция. Атмосфера магазина предоставляет потребителям возможность получить удовольствие от того, что они рассматривают товары, держат их в руках, слушают музыку, звучащую в магазине, ощущают приятные запахи парфюмерии или отделов готовой пищи.
К социальным мотивам относятся:
- социальный опыт вне дома. Многие потребители посещают магазины для расширения социального круга знакомств;
- общение с людьми сходных интересов. Магазины компьютеров, спортивных товаров, радиотоваров дают возможность встречаться людям со схожими интересами;
- притяжение референтных групп. Стремление людей принадлежать опреде-
и 1 и / ' и и
ленной референтной группе (например, любителей классической или современной музыки, элиты общества) реализуется через посещение конкретных магазинов (специализированных, элитных);
- статус и авторитет. Посещение магазина предоставляет возможность человеку привлечь к себе внимание, вызвать уважение продавца;
- удовольствие от сделки. Многие покупатели получают удовольствие от торга с продавцом и умения делать выгодные покупки.
Выбор источника покупки во многом определяется покупательской ориентацией. По критерию ориентации покупателя выделяются следующие основные группы покупателей:
- рациональные (активные) покупатели. При покупке товаров руководствуются принципом целесообразности. Заинтересованы в максимально эффективном расходовании своих средств;
- неактивные покупатели. Покупатели, которые не находят никакого удовольствия в покупках, рассматривают посещение магазинов как необходимую, но неприятную рутинную работу;
- традиционные покупатели. Не испытывают энтузиазма в походах по магазинам, не очень требовательны к условиям покупки;
- персонифицированные покупатели. Предпочитают высокий уровень внут- римагазинного обслуживания, выбирают магазины с персоналом, который их знает;
- покупатели цены. Отличаются высокой чувствительностью к цене, заинтересованы в поиске покупок, удовлетворяющих ценовым требованиям.
Характеристики источника покупки и процесс его выбора
Потребители осуществляют выбор магазина, основываясь на своих представлениях об имидже магазина. Имидж источника покупки - это восприятие потребителем или целевым рынком всех функциональных и психологических атрибутов источника покупки. Составляющими имиджа покупки являются: атмосфера, торговый персонал, физические характеристики магазина, глубина, широта и качество ассортимента, местоположение, простота процедуры возврата товара и др.
Информация об имидже источника покупки необходима специалистам по маркетингу для разработки и реализации различных стратегий. Знание специфических особенностей магазина, важных для покупателей, а также характеристик самих покупателей, позволяет прогнозировать предпочтения потребителей в выборе ими торговых точек.
Большинство элементов имиджа источника покупки контролируется специалистами по маркетингу. В разных сегментах рынка у потребителей разное представление об идеальном имидже источника покупки. Например, предложения узкого ассортимента товаров специализированных магазинов привлекают потребителей, стремящихся максимально удовлетворить свои потребности, связанные со стилем жизни, формой и качеством упаковки. Универмаги, строящие ассортимент на основе максимальной представленности товарных групп, рассчитывают на самый широкий круг покупателей.
Контрольные вопросы:
1. Опишите сущность процесса покупки.
2. Охарактеризуйте типы покупок.
3. Назовите виды источников покупки.
4. Опишите типы мотивов посещения покупателями магазинов.
5. Укажите различия личных и социальных мотивов посещения магазинов.
6. Охарактеризуйте типы покупателей по критерию ориентации покупателя.
7. Опишите сущность понятия имидж источника покупки 8..Назовите составляющие имиджа источника покупки.
Список литературы:
1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Экономиста, 2006.
3. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
4. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.
5. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р. Соломон: пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.
6. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
7. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company, 2004.
8. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.
9. Peter P.J., Olson J.S. Consumer behavior: The McGraw-Hill Companies, Inc., 2001.
10. Schiffman L.G., Kanuk L.L. Consumer behavior. Prentice Hall International, Inc., 2007.






