Процесс организационной закупки аналогичен процессу принятия решения конечным потребителем. Однако покупатели на рынках организаций имеют дело с более сложными решениями о покупке, чем покупатели потребительских товаров. Обычно выделяют восемь этапов организационного решения о закупке.
1. Осознание проблемы. Может быть результатом внешних или внутренних побудительных мотивов: решение о разработке новой продукции, необходимость замены устаревшего оборудования, необходимость закупки оборудования более высокого качества.
2. Определение характеристик товара. На этой стадии организация в целом определяет, какие задачи она собирается решать, какие товары и в каком объеме необходимы для этого. Специалисты организации определяют общие характеристики и количество требуемой продукции.
3. Разработка спецификаций товара для закупки. Специалиста организации разрабатывают детальные характеристики продуктов. Определяются технические, проводится анализ стоимости продукта.
4. Поиск потенциальных источников покупки. Организация - покупатель собирает информацию о потенциальных поставщиках.
5. Получение и анализ предложений о поставке. На этом этапе покупатель запрашивает предложения поставщиков. Предложения содержат описание предлагаемого к поставке товара, его цену, сроки и другие условия исполнения заказа. Оставляется список поставщиков.
6. Выбор поставщика. Перед тем как выбрать поставщика, закупочный центр определяет его желаемые характеристики и степень их относительной важности - репутация, надежность поставщика, качество продукта, уровень обслуживания.
7. Формирование заказа. На этом этапе составляется заказ на поставку, в котором указываются технические характеристики продукции, требуемое ее количество, заключается договор на поставку, оформляется покупка. Начинается поставка товара.
8. Оценка работы поставщика. Покупатель оценивает текущие и конечные результаты использования товара, анализирует соблюдение сроков поставки и дает оценку работы поставщика в целом.
Не все организационные закупки включают описанные стадии решения. Процесс закупки организации может быть простым и коротким, а может быть сложным и длительным, что определяется степенью сложности проблемы, решаемой покупателем.
Контрольные вопросы:
1. Опишите сущность рынка организаций.
2. Укажите различия основных типов рынков организаций.
3. Назовите особенности организационного покупательского поведения.
4. Укажите различия моделей потребительского поведения и организационного покупательского поведения.
5. Опишите модель организационного покупательского поведения Ф. Котле- ра, Г. Армстронга, Дж. Сондорса и В. Вонг.
6. Опишите модель организационного покупательского поведения Г. Ассэля.
7. Опишите сущность закупочного центра.
8. Охарактеризуйте распределение ролей в закупочном центре.
9. Укажите типы организационных закупок.
10. Опишите процесс принятия организационного решения о закупках.
Список литературы:
1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Экономиста, 2006.
3. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2000.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.
6. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р. Соломон: пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.
7. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
8. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company, 2004.
9. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.
10. Moorhead G., Griffin R. W. Organizational behavior: Implications for marketing strategy. Houghton Mifflin Company, 2000.
11. Schiffman L.G., Kanuk L.L. Consumer behavior. Prentice Hall International, Inc., 2007.






