16.1. Сущность и типы рынков организаций:
Наряду с потребительским рынком, существует рынок организаций - покупателей, которые продают, приобретают или сдают в аренду продукты и услуги, используемые ими для выполнения производственных и управленческих функций, а также в целях перепродажи.
Покупатели на рынке организаций - это организации различных сфер деятельности (коммерческие и некоммерческие, государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, покупающие или арендующие продукты и услуги организационные покупатели - это все покупатели, кроме конечных потребителей.
На организационном рынке приобретаются продукты и услуги, используемые компаниями - изготовителями, больницами и школами, оптовыми и розничными торговцами, государственными учреждениями. Г. Ассэль отмечает, что подобно тому, как компании, продающие потребительские товары, должны в своих стратегиях руководствоваться знанием потребностей конечных потребителей, продавцы для организаций должны основывать своих стратегии на знании потребностей организаций - покупателей. Основные типы организаций - покупателей
|
|
Поведение организаций - покупателей на рынке различается целью, содержанием и направлением их деятельности.
Существует три типа рынков организаций, которые соответствуют трем основным видам организаций - покупателей: деловой рынок, институциональный рынок, рынок государственных учреждений.
Деловой рынок (или В2В, бизнес для бизнеса) - это совокупность организаций и индивидов, приобретающих продукты и услуги для прибыльного производства других продуктов и услуг. Они покупают товары в коммерческих целях - для получения прибыли за счет производства продуктов и услуг.
К деловым покупателям относятся индивидуальные предприниматели, покупающие товары для использования в процессе производства продуктов и услуг (художники, юристы, ремесленники, фермеры), а также организации, покупающие товары для использования в обрабатывающей, добывающей промышленности, строительстве, лесном и рыбном хозяйстве, на транспорте и связи, и в других отраслях.
ТЛ ____ « "
В группу деловых покупателей входят организации оптовой и розничной торговли, покупающие товары в определенной физической форме и перепродающие их снова без какой-либо переработки с целью получения прибыли. Перепродавцы практически не меняют физических характеристик товаров. Посредники покупают товары для последующей перепродажи другим организациям или конечным потребителям. Например, оптовый торговец закупает лекарства у фармацевтических компаний, и продает их аптекам.
|
|
Деловые покупатели приобретают и арендуют большое количество сырья, материалов, деталей, оборудования, инструментов, деловых услуг. Размеры закупок на рынках В2В значительно выше, чем размеры покупок конечных потребителей на потребительских рынках.
В последние годы все более актуальной становится электронная коммерция на рынке В2В. В России формируются Интернет - площадки, электронные биржи, что позволяет снизить издержки на поиск необходимых товаров, ускорить процедуры закупок, оптимизировать каналы сбыта продукции.
Институциональный рынок (В21) - это совокупность организаций (государственных и частных), приобретающих товары для использования в некоммерческих целях. Этот рынок включает в себя школы, больницы, музеи, университеты, общественные и религиозные организации. Многие государственные некоммерческие организации имеют небольшие бюджеты по сравнению с коммерческими организациями, но при этом они играют важную роль в развитии рыночной экономики.
Рынок правительственных организаций (В20) - включает государственные и муниципальные органы управления, осуществляющие закупки для выполнения своих функций. Это правительство РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации, агентства, органы управления субъектов РФ, муниципальных образований. Правительственные организации осуществляют закупки с помощью госзаказов, которые они выдают для производства товаров, как в гражданском, так и в военном секторах. В каждом секторе принята своя процедура закупок.
16.2. Особенности организационного покупательского поведения:
Процессы принятия решения организациями имеют много общего с покупочными процессами индивидуальных покупателей, поскольку также совершаются людьми. Однако организационное поведение покупателей имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в маркетинговой деятельности.
1. Спрос на рынке организаций является производным от потребительского. Например, спрос на стальной прокат определяется спросом со стороны автомобильных компаний. Если упадет спрос на автомобили, то упадет спрос и на сталь. Специалисты по маркетингу на рынке организаций должны анализировать тенденции развития потребительского рынка.
2. Количество покупателей на рынках организаций невелико, а их заказы - крупные. Продавцы товаров для рынка организаций обычно имеют дело с меньшим количеством покупателей в сравнении с торговцами на потребительских рынках. На рынке организаций достаточно иметь нескольких покупателей, чтобы реализовать основную часть продукции. Потеря одного организационного покупателя более значима для продавца товаров отраслевого назначения, чем потеря одного индивидуального потребителя для продавца потребительских товаров.
3. Покупки на рынке организаций осуществляются профессионалами, которые следуют политике закупок компаний, тщательно отбирают альтернативы.
4. Организационные покупки предполагают тесное взаимодействие продавца и покупателя, что приводит к возрастанию влияния на поставщика. Поставщикам часто приходится вносить изменения, приспосабливаться к требованиям покупателей - организаций.
5. Процесс покупки на рынке организаций предполагает участие в нем значительного числа сотрудников компании. Решения чаще принимаются группой профессиональных закупочных агентов.
6. Организационные покупочные решения более сложные и, следовательно, характеризуются более высоким риском и неопределенностью. Покупателям товаров на рынке организаций требуется больше времени для принятия решений.
|
|
7. Организации - покупатели более рациональные и учитывают достижения науки при принятии решений о покупках. Как показывают исследования, на процесс принятия решения на организационных рынках могут оказывать влияние эмоции, но во многом покупки на таких рынках определяются поддающимися измерению свойствами товара и возможностями продавца.
8. Организационные закупки нередко опираются на несколько поставщиков одновременно. Это позволяет снизить риски прерванных поставок.
9. Для организационных продаж более характерен прямой маркетинг, основанный на отношениях производитель - покупатель без участия посредников. Для потребительских рынков более характерны каналы с большим количеством участников.