Решения о закупках в организации можно принимать на групповой и индивидуальной основе. Групповое принятие решения более применительно к новым закупкам, которые являются наиболее рискованными и дорогостоящими и совершаются закупочным центром.
Закупочный центр - совокупность лиц и групп, которые участвуют в процессе принятия решения о закупках, имеют общие цели и разделяют риски, возникающие в связи с принятием решений.
В закупочном центре реализуются пять ролей, определяющих характер участия в процессе покупочного решения: влияющие на решения, принимающие решения, покупатели, пользователи и референты,
Влияющие на решения (влиятели) воздействуют на покупательское решение, обычно помогая определить условия, характеристики товаров и обеспечивают информацию для оценки вариантов.
Принимающие решения - лица, имеющие формальные и неформальные полномочия выбирать поставщиков, получающих контракт, и определяющие требования к товарам.
Покупатели имеют официальные полномочия в выборе поставщика и согласования условий закупки.
|
|
Пользователи - это люди в организации, которые действительно используют продукт или услугу.
Референты регулируют поток информации в закупочный центр, используя материалы, поступающие от торговых работников, рекламные объявления или специализированные журналы.
Состав и структура закупочного центра организации меняются в зависимости от стадии жизненного цикла покупаемых товаров. Когда товар находится на стадии выведения на рынок, он является предметом сложного инновационного закупочного решения. В его принятии участвует широкий круг лиц, разделяющих ответственность за правильность выбора.
По мере приближения товара - покупки к стадии зрелости сложность принимаемого решения снижается, сокращается численность участников закупочного центра.
16.5. Типы организационных закупок:
Осуществление закупок организациями связано с приятием решений определенного типа. Выделяют три основных типа закупок: повторные закупки без изменений, повторные закупки с изменениями и закупки для решения новых задач.
Повторная закупка без изменений. Неизменная повторная покупка схожа с покупкой по привычке. Организация размещает заказ на знакомый товар, Покупателя устраивают условия продажи, покупка не требует новой информации. Неопределенность и риск практически отсутствуют. Покупатель заказывает товар, используя утвержденный список поставщиков. К таким закупкам относятся, например, канцелярские товары, строительные товары.
Повторная закупка с изменениями. Это модифицированная повторная закупка. Неопределенность и риск в модифицированной закупке выше, чем в простой закупке без изменений. Особенностью такого типа закупок являются ограниченный поиск информации и оценки поставщиков, использование утвержденного для конкретной закупки списка поставщиков и ограниченная оценка после закупки. Примеров модифицированной закупки является заказ на обучение специалистов компании по новой программе в том же учебном заведении, обновление информационных систем.
|
|
Закупка для решения новых задач. Это ситуация первоначальной закупки, как правило дорогостоящего, сложного и значимого продукта для решения новой проблемы или для выполнения новой работы. Чем выше стоимость и риск такой покупки, тем больше сотрудников принимают в ней участие и тем тщательнее они собирают информацию о поставщике. Необходима тщательная оценка альтернативных предложений, выбора поставщиков, поиск большого количества информации, поскольку высоки риск и неопределенность принимаемого решения. При таком типе закупок принимается максимальное число решений. Примером закупки для решения новых задач является покупка новой информационной системы,