ГЛАВА ПЯТАЯ. Дождь идет по всему миру. Чили

 

Пятидесятничество в Латинской Америке, как в Европе и Северной Америке, зародилось среди методистских перфекционистов (сторонников доктрины морального совершенствования – прим. перев.). Первые ливни «позднего дождя» в Южной Америке прошли в Чили под предводительством методистского миссионера Уиллиса Хувера. Дипломированный врач из Чикаго, Хувер обратился в миссионерский совет с просьбой отправить его в Африку, однако единственной страной, в которую он смог поехать, была Чили.

Прослужив несколько лет миссионером, Уиллис стал районным суперинтендантом и пастором шеститысячного прихода. На протяжении нескольких лет он контролировал рост церквей, молясь также о новой Пятидесятнице. Движение Святости, или Полного освящения пронеслось по методистским церквям Чили в 1902 году так же мощно, как в предыдущие десятилетия в Северной Америке. Хувер всецело приветствовал это пробуждение, однако его душа жаждала большего. Он продолжал молиться о чудесах и знамениях, описанных в книге Деяний.3               

В 1905 году Уиллис услышал о необычном пробуждении в Индии, инициатором которого был Пандита Рамабай, англиканский учитель, активно участвующий в движении Святости. Удивительное пробуждение произошло в школе для девочек в г. Пуна, Индия. Ученицы входили в транс, видели видения, сны, пророчествовали и говорили на иных языках. Хувер замирал, читая эти статьи в христианской прессе. Вскоре после этого один из членов Первой методистской церкви Валпараисо увидел в видении Иисуса Христа. Это событие навсегда изменило религиозный ландшафт Чили.

В видении Иисус сказал скромному ночному сторожу: «Пойди к своему пастору и скажи ему собрать наиболее духовных членов общины. Пусть они молятся вместе каждый день. Я хочу крестить их огненными языками»4. На следующий день сторож спешно отправился к Уиллису передать слова Иисуса. Пастор немедленно собрал группу освященных верующих для молитвы. Все они принесли обет молиться каждый день с 5 часов утра до тех пор, пока что-то не произойдет.

В результате этих молитв, в общине Хувера города Валпараисо началось историческое пробуждение. Несколькими днями позже огонь пробуждения начал распространяться в Сантьяго, столице страны, где Первая и Вторая методистские церкви были охвачены огнем Пятидесятницы. Один из ранних чилийских лидеров так описывал первые дни Пятидесятницы:

«Это было поразительное зрелище, доселе невиданное в истории Чили; братья под влиянием Святого Духа танцевали, видели видения, говорили на ангельских языках и пророчествовали о большом духовном пробуждении. Святой Дух выводил верующих на улицы, где полиция их тут же забирала в участки. Однако они продолжали танцевать в участках, говорить на языках и пророчествовать полицейским. Нас преследовали повсюду, выгоняли из методистских церквей. Пасторы не принимали такую форму духовного пробуждения. Они думали, что мы сошли с ума»5.

 

Несмотря на гражданскую и церковную оппозицию, пробуждение быстро распространялось в методистских церквях. В общине Хувера резко повысилась посещаемость. В воскресной школе с июля по август численность возросла с 363 до 425 человек, а в сентябре - до 527. Более того, в октябре 1909 года около тысячи человек толпились на вечерних служениях, на которых действовали дары Святого Духа. Удивительное зрелище представало взору, когда Божья сила наполняла людей. Сотни исполненных Духом христиан танцевали перед Господом. Чем больше двигался Дух, тем многочисленнее становились собрания. Было много чудесных исцелений и небесных видений.

Несмотря на то что методистская церковь никогда не переживала такого быстрого численного роста в Латинской Америке, духовное руководство начало предпринимать активные действия, пытаясь воспрепятствовать движению. В Методистское миссионерское общество Нью-Йорка в адрес Хувера и его последователей поступали обвинения в «антиметодистских, антибиблейских и безумных действиях». Многие выражали мнение, что за пятидесятническим движением стоит сатана и нечистые духи. 6

В сентябре в Сантьяго состоялся суд над Хувером и его «сообщниками». 12 сентября 1909 года, Хувера и тридцать семь его учеников исключили из методистской церкви. Это решение было подтверждено на ежегодной конференции, которая проходила в Валпараисо в феврале 1910 года. И именно это стало самым главным событием, способствовавшим распространению пробуждения. После раскола сторонники «позднего дождя» организовали новую Пятидесятническую методистскую церковь (La Iglesia Metodista Pentecostal). 

Пятидесятники начали выходить на улицы и благовествовать. Хувер дал указание всем членам церкви, от мала до велика, проповедовать на улицах каждое воскресенье. С 1910 года и до наших дней сотни тысяч чилийских пятидесятников проповедуют на улицах страны каждое воскресенье, перед тем как пройти торжественным парадом в воскресную школу и на церковное служение. Каждая остановка или станция превращаются в своеобразную кафедру, с которой доносится евангельская весть. Благодаря этому, тысячи чилийцев обратились ко Христу.

Тем временем как пятидесятники смело практиковали дары Святого Духа на улицах, методисты вовсе отошли от открытой формы выражения святости в поклонении, что характеризовало их в 80-е годы прошлого века. Больше не слышно было в церкви традиционного «Аминь», и навсегда исчезли публичные евангелизации. Зато пятидесятники переняли у методистов девиз, который используют и до сих пор – «Chile sera para Cristo» («Чили - для Христа»). 

Интересно сопоставить рост двух деноминаций после судебного разбирательства 1909 года. В то время методистская епископальная церковь насчитывала 6000 членов в Чили. После того как методисты не приняли пятидесятническое учение, они начали проповедовать «классовое евангелие», ориентированное на определенную социальную группу. За семьдесят пять лет после этой роковой даты численность методистов в стране снизилась до 4000 человек. Питер Вагнер однажды заметил: «Многие методисты, которые обвиняли дьявола в том, что произошло в 1909 году, с тех пор задаются вопросом: на чьей же стороне все-таки был дьявол?»7

История харизматического пробуждения в стране с 1909 года ознаменовала один из самых ярких эпизодов интенсивного роста церкви на протяжении прошлого столетия. Сейчас пятидесятническая церковь в Чили насчитывает более 1 миллиона последователей, что составляет 80% всех протестантов страны. В Пятидесятнической методистской церкви теперь более 600 тысяч членов, остальные сотни тысяч - представители других пятидесятнических течений. Недавние исследования показали, что в 1983 году более 2 миллионов чилийцев (из 12-миллионного населения) причисляли себя к евангелистам.

Через некоторое время первая Пятидесятническая методистская церковь в Сантьяго стала самой многочисленной евангельской церковью не только в Чили, но и во всем мире. Названная в честь улицы, на которой когда-то находилась, на протяжении нескольких десятилетий она была известна как церковь «Йотабече». До 1936 года лидерами движения были местные жители. Мануэль Умана служил епископом и одновременно пастором общины «Йотабече». Когда он умер в 1964 году, место занял его помощник Джевьер Васкес. С 1909 года в приходе сменилось только два пастора!

Васкес руководит этой огромной общиной через домашние церкви, или «классов», напоминающих раннюю систему организации методистских «сообществ» Джона Уэсли. Около ста таких групп существует в Сантьяго под присмотром дьяконов, которые непосредственно отчитываются перед пастором. Некоторые из так называемых классов насчитывают сотни и даже тысячи человек. По крайней мере, один из них регулярно посещает 3000 прихожан.

Здание церкви было полностью построено на добровольные пожертвования прихожан. Помещение рассчитано на 16 000 человек. В этой гигантской постройке есть помещение для хора и оркестра, в котором 2000 человек (в хоре – 4000 человек). Новый собор построили на смену старому, который вмещал всего 7000 человек. Конечно, все 100 000 прихожан не могут одновременно посещать богослужения, поэтому придумали систему чередования. 5000 человек, живущих неподалеку от церкви, могут приходить на каждое служение. Все остальные посещают общину раз в месяц по очереди8.               

Пятидесятники составляют 12% от всего населения государства. Благодаря этому Чили считается «самой харизматической» страной в мире. Так как за последнее время ежегодные показатели роста превысили 10%, пятидесятники не сомневаются в будущем своей нации. Некоторые независимые эксперты по численному росту церквей в Латинской Америке предсказывают, что в ХХІ веке более 50% населения Чили будут пятидесятниками.

 




double arrow
Сейчас читают про: